Назад на страницу ремесла

Резьба по дереву

Резьба по дереву

Резьба по дереву – старинный народный промысел. Он был издревле распространён  на территориях, богатых лесами, где население преимущественно занималось плотницким и столярным делом. К ним относится и Владимирская  губерния, где  к  XIX в. сформировались аргуновский и  якушевский плотнические районы. «Аргуны» жили в Покровском и Александровском уездах, работая в основном в Подмосковье. «Якуши» работали на юго-востоке, преимущественно в Гороховецком уезде.

Аргуновская резьба по дереву, уходящая корнями в XVIII в.,  прославила плотницкий и столярный промыслы Владимирской земли. Названа она так была по селу Аргуново, которое населяли искусные плотники (Аргуново располагалось на территории нынешнего Петушинского района, сегодня не существует). В XIX в. тысячи аргуновских плотников  ежегодно отправлялись на  заработки в крупные города, и получили широкую известность за пределами своей губернии – в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, где их называли аргунами.  В своём знаменитом словаре В.И. Даль объясняет слово «аргун» как «владимирский плотник».

Мастеровые крестьяне-аргуны из Владимирской губернии  специализировались на изготовлении резной мебели (кресел, столов, рам), резных церковных иконостасов, прорезного и плоскостного узорчатого декора на фасадах городских деревянных дворцов и изб (карнизы, наличники, полотенчики).

Аргуновская резьба отличалась необыкновенным разнообразием рисунков и, главное, – сочетанием в деревянном декоре древних языческих символов (солнца и урожая,  берегинь, добрых домовых, диковинных птиц с человеческими лицами, былинно-сказочных драконов и русалок и др.) с  античными колоннами и полуколоннами,  гроздьями винограда и ветвями благородного лавра.  Большинство резчиков-аргунов работали у богатых заказчиков в столице и крупных городах, где они  воспринимали элементы европейской классической  культуры, которые органично соединялись в их художественных фантазиях с древнерусскими образами, усвоенными от дедов и прадедов. Часто аргуновские резные узоры наличников и иконостасов раскрашивались  с использованием преимущественно пастельных и тёплых тонов. Это придавало декору особую красоту и изысканность.

До начала XX в. аргуновской резьбой были оформлены почти все дома в центре  г. Киржач,  придавая им праздничный вид. К сожалению, изрядно обветшавший в советские годы аргуновский декор на многих фасадах был демонтирован и заменён современными, но безликими формами наличников и карнизов. Но в близлежащих деревнях – Финеево, Ильинское, Никифорово и др. –  на фасадах старых изб сегодня ещё можно увидеть остатки былой роскоши – ажурных резных украшений. 

В настоящее время осталось мало мастеров, владеющих секретами аргуновской резьбы по дереву. И всё же это искусство не утрачено и возрождается усилиями таких, энтузиастов, как резчик М.Е. Гашин. Мастер собрал большое количество архивных материалов, досконально изучил особенности аргуновской резьбы по старинным лекалам и сохранившимся образцам, наблюдал за работой потомков аргуновских резчиков и разговаривал с ними.   Более десяти лет у Михаила Гашина заняла работа по реставрации в классическом аргуновском стиле резного иконостаса Свято-Георгиевской церкви в селе Ильинское  Киржачского района. Мастер восстановил в Киржаче фасад жилого дома аптекаря Заруцкого, построенного в 1903-1905 гг. Он планирует хотя бы частично воссоздать исторический облик города. В настоящее время популяризацией старинного промысла занимается открытый в Киржаче Музей наличника и аргуновской резьбы.

Возрождение плотницкой народной культуры Владимирского края происходит в творчестве современных мастеров резьбы по дереву. Они изучают старинные техники художественной обработки дерева, усваивают эстетику работы народных мастеров, используют традиционные сюжеты. На этих глубинных основах они создают самобытные изделия, демонстрирующие высокий художественный вкус и мастерство авторов.  И самое главное, современные мастера обучают детей и студентов, формируют интерес к традиционной культуре у новых поколений,  тем самым сохраняя и развивая её для будущего.  

Автор: В. Королькова