Словарь терминов: К
Кадриль – (от фр. quadrille, от исп. cuadrilla – буквально «группа из четырёх человек») вид народного танца, для которого было характерно определённое построение и чёткое разделение на пары и фигуры. Народная кадриль произошла от одноимённого салонного французского танца. В России кадриль появилась в начале XVIII в., в эпоху петровских преобразований, и была основным развлечением на ассамблеях. Относилась к «городским танцам», но была популярна и в деревнях, где было сильно влияние города. Музыкальный размер 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 и 6/8. Темп танца живой.
Народная кадриль включила в себя множество фигур и рисунков. В танце принимает участие обычно чётное количество пар, при этом их число не ограничено. В кадрили каждая фигура отделяется от следующей музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.
Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяются три группы кадрилей: квадратные (угловые, по углам), линейные (двухрядные) и круговые. В практическом исполнении обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили.
Имеется национальные разновидности танца – русская, белорусская, украинская, литовская. Каждая национальная кадриль имеет свои особенности (рисунок, манера исполнения и пр.) в отдельных регионах и даже населённых пунктах. Названия кадрилей часто происходили от мест их бытования (например, «красногорская кадриль», «кишлеевская кадриль», «никологорская кадриль» и т.д.).
Колядки – календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам – колядования. Раньше петь колядки было принято 21 декабря – в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. Основная суть языческого праздника – встретить новорожденное солнце. Все обряды и песни посвящались процветанию земли весь следующий год. С древних времен сохранились главные традиции колядования: исполнители колядок одевались в разнообразные наряды, сделанные из шкур и рогов животных; их благодарили конфетами, деньгами и другими вещами. Сегодня в народных колядках сосуществуют и языческие, и христианские мотивы.
Многие колядки в соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, направлены на величание хозяина и членов его семьи, пожелания хорошего урожая, богатства, приплода в браке. Большинство образов колядок связано с хозяйственными заботами крестьянства, берётся из хозяйственного обихода и природы деревни. При этом в колядках часто творчески идеализируется реальная бытовая жизнь крестьян, рисуются картины роскошной жизни высших социальных групп – князей, бояр, купцов. Аграрно-магические, исторические и реально-бытовые элементы переплетены с чертами церковного песенного и легендарного творчества в его народной переработке.
Кумление – обряд инициации или посвящения, знаменующий принятие девушек полноценными членами в род, после чего они получали право вступать в брак, становиться жёнами и матерями. Кумление – часть цикла весенне-летних праздников восточных славян, оно было известно в большинстве областей Центра России. Как правило, кумление происходило в один из праздников троицкого цикла (Вознесение, Семик, Троица, Духов день).
Кумились в подавляющем большинстве случаев именно девушки, достигшие совершеннолетия. Кумление обычно происходило в рамках Троицкого праздника, начинавшегося с украшения и завивания берёзки и завершавшегося совместной трапезой девушек (иногда вместе с парнями, присоединявшимися к девушкам уже после совершения кумления), а также очень часто – гаданием с венками. Затем, как правило, происходило развивание берёзы, точнее завитого на ней венка, и собственно раскумливание.
Основным способом кумления был следующий: девушки подходили к завитому на берёзе венку, в котором были повешены крест или яйца, целовались и обменивались подарками через этот венок. Таким образом символически кумящиеся преодолевали некую пространственную границу между ними. В более общем смысле кумление состояло в обмене между кумящимися вещами, среди которых – кресты, одежда, платки, венки, кольца, бусы, яйца, лепёшки, во взаимных объятиях и поцелуях. Затем следовала совместная трапеза, приготовленная в складчину, с обязательной яичницей. Заключённый союз был недолгим и разрывался через неделю или полторы так называемым раскумливанием, состоявшим в совершении действий, обратных тем, которые имели место при заключении союза (девушки перешагивали через венок в обратную сторону, назад, «разменивались», т.е., возвращали обратно взятые в залог дружбы вещи, произносили приговоры или пели песни, указывающие на разрыв связей).