Духовные погребальные стихи деревни Надеждино

Район бытования: Селивановский район

Духовные погребальные стихи как особый жанр народной поэзии к XIX в. получили широкое распространение на территории Селивановского района Владимирской области. Этот пласт устного народного творчества, стоящий особняком как от традиционного фольклора, так и от культовой духовной музыки, всё чаще становится предметом изучения фольклористики.

Духовные стихи – жанр древних народных песнопений религиозного содержания, который считается средоточием мудрости. Они выражают народное понимание добра и зла, греха и искупления, жизни и смерти, происхождения мира, исторических событий и пр. Сами исполнители называли их  «кантами» (от лат. cantus - пение, песня), «псалмами» (от греч. psalmos - хвалебная песня), в народной среде – чаще «псальмами» (множественное число от слова женского рода «псальма»), а иногда – просто «стихами» (именно такое название было распространено на Селивановской земле).  Поэтому говорили, что эти стихи «поют», в отличие от песни, которую «играют». В крестьянской среде их исполнение не отличалось от народной песни.

Хронологически не выявлено точное время возникновения духовных стихов, хотя их ранние образцы, возможно, существовали на Руси уже в XI-XV вв.  Все основные записи духовного фольклора были зафиксированы в XIX в., когда традиция духовных стихов уже сложилась. Стихи имели как устное, так и письменное бытование и записывались в рукописные молитвословы (тетради) наряду с каноническими молитвами. Обычно у женщин-читалок имелись тетради, где были собраны значительные коллекции текстов. Они переписывались друг у друга, бережно хранились и передавались по наследству по женской линии.

Особенно выделялись духовные стихи на тему смерти. Они являлись неотъемлемой частью похоронно-поминального обрядового комплекса. Но владела ими только конкретная группа исполнителей – пожилые женщины- читалки, без которых было невозможно совершение обряда. Читалки были хорошо известны среди местных жителей и становились наиболее заметными фигурами в маленьких хорах, формирующихся на похоронах. В хоре молельщиц могли участвовать только женщины, не моложе 60-70 лет, с хорошими голосами, как правило, вдовы. Они помогали в пении духовных стихов и молитв. В основном, «стихи у гроба» исполнялись по тетради, но самые любимые, конечно, молельщицы пели по памяти. Кроме того, часть женщин владела стихами лишь пассивно, не участвуя в обрядах. Они переписывали стихи для памяти в тетрадки как душеполезное чтение.

В июле 2013 г. сотрудниками Центра культуры и досуга Селивановского района Владимирской области была организована фольклорная экспедиция в деревню Надеждино для изучения самобытных погребальных стихов и сохранения их как нематериального культурного наследия. Вообще запись пения духовных стихов во время похорон сопряжена с трудностями этического характера, поэтому их не удалось зафиксировать, что называется, в естественной ситуации. Члены экспедиции сделали записи с голоса и скопировали из рукописных тетрадей значительное число «стихов у гроба» от коренных жительниц д. Надеждино – Л.И. Егоровой 1929 г.р., Л.Г. Колотухиной 1939 г.р., В.Я. Соловьёвой 1941 г.р., Н.В. Чернышёвой 1967 г.р. (дочь молельщицы).

Со слов молельщиц, на территории современного Селивановского района «стихи у гроба» издавна бытовали в деревнях Алёшково, Гостинино, Екатериновка, Мокеевка, Ширяево, а в Надеждино долгое время их не было.  Молельщицы из соседних деревень, являющиеся родственницами умерших, приглашались в деревню Надеждино для участия в похоронно-поминальных обрядах. Их переживания во время пения стихов были искренними, бравшими за душу всех присутствующих. Постепенно осуществлялась преемственность исполнительства «стихов у гроба»: жительницы д. Надеждино перенимали духовные стихи от соседей во время пребывания на похоронах и поминках, запоминали мелодии, копировали специальную технику и манеру исполнения, чтобы когда пелись стихи, у всех присутствующих непроизвольно текли слёзы. Кроме того, появление погребальных стихов в д. Надеждино было обусловлено переездами людей в поисках работы, в связи с замужеством и пр. Если раньше духовные погребальные стихи бытовали во многих уголках Селивановского района, то сегодня сохранились в основном на территории д. Надеждино.

Старожилы-молельщицы д. Надеждино до сих пор передают свой опыт исполнения погребальных стихов и тексты, записанные в специальные тетради, своим дочерям, внучкам и другим родственницам. Преемницы пытаются заучивать стихи со слуха, петь их со скорбной интонацией и выражением лица. Как и раньше, стихи поются преимущественно одноголосно. 

В настоящее время по-прежнему похоронный ритуал в сельской местности бывает насыщен традиционными элементами типа пения «стихов у гроба». Старожилы-молельщицы д. Надеждино Селивановского района приглашаются не только в своей деревне, но и в соседние населённые пункты петь духовные стихи на похоронах и поминках, что заменяет молитвы священника. Наиболее активно продолжают бытовать погребальные стихи о самых близких людях – матери и муже.

Пример поминальных стихов о матери
(из тетради Л.Г. Колотухиной 1939 г.р.)

Минута горькая настала,
Мама милая, прости.
Тебя мы больше не увидим
На этом жизненном пути.

Свои-то руки трудовые
Ты сложила навсегда.
Ты к нам больше не вернёшься,
Дорогая никогда.

Как много горя и заботы
В жизни видела своей,
Не жалела сил, здоровья
Для своих родных детей.

Ты по дням не доедала,
Не досыпала по ночам.
Ты последний кусок хлеба
Нам делила пополам.

Ты нас с радостью встречала,
А провожала во слезах.
Крепко к сердцу прижимала
Материнскою рукой.

Кто теперь любить нас будет?
Ты теперь нас не поймёшь.
В день печали кто утешит,
В горький час слезу утрёт?

О тебе любовь и память
В нашем сердце не умрёт,
И тропа к твоей могиле
Никогда не зарастёт.

Прошла жизнь твоя земная
И в заботе, и в труде.
Теперь жизнь тебе другая,
Память вечная тебе.

Упокой, Господи, душу усопшаю рабы Твоея.

Автор: В. Королькова