Феномен одностороннего двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии
Ручное домашнее ткачество сохранялось в русской деревне до конца XIX-начала XX веков. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Во Владимирской губернии полтора века назад на этих ткацких станках крестьянские мастерицы ткали для своего приданого редкой красоты полотенца – в технике двухуточного одностороннего браного ткачества. Эта, одна из поздних разновидностей узорного ткачества, была локальным явлением и бытовала с 1860-х до 1920-х годов лишь в Вязниковском и Гороховецком уездах.
Вообще браное ткачество – древняя техника создания узоров на ткани. Узорное ткачество называется «браным» (от слова «брать»), когда саму ткань создаёт один уток – фоновый (нить основы), а узорный уток (обычно толстая нить или несколько нитей) как бы пронизывает ткань, зажимается между нитями основы. В соответствии с расчётом узора, нити основы «пробираются», то есть поднимаются или опускаются с помощью заострённой дощечки-бральницы (шириной около 4 см), а дополнительный узорный уток челноком проводится между ними (а не ложится «над» или «под» тканью) от кромки до кромки полотна. Нити основы над бральницей в узоре остаются белыми, а нити, которые оказались под бральницей, – затканы уточными нитями другого, обычно красного, цвета. Таким образом, в традиционном браном ткачестве рисунок появляется на ткани как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Техника браного ткачества была очень трудоёмкой и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла создавать самые сложные по замыслу узоры.
Традиционное браное ткачество выполняется чаще всего красными нитями по белому фону. Оно является ткацким аналогом традиционной вышивки, но в отличие от неё, белая ткань и красный орнамент создаются одновременно, непосредственно в процессе тканья.
Феномен одностороннего (на верхнем цепу) двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии выявлен многочисленными экспедициями 1995-2002 гг. Областной школы «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология» Владимирского Областного Центра народного творчества. Специфика технологии восстановлена руководителем школы Галиной Александровной Фёдоровой. Анализ полученных экспедиционных материалов был сделан Г.А. Фёдоровой в публикациях 1996-2010 гг. Выявлен комплекс экономических, технических и идеологических условий, способствовавших формированию феномена одностороннего двухуточного браного ткачества. Сравнительный анализ сохранившихся изделий (прежде всего, полотенец) показал различие художественных результатов, достигнутых при применении одного и того же способа узорного ткачества на верхнем цепу на востоке Владимирской губернии и в Вологодской губернии вследствие указанного комплекса условий. Тем самым подтверждена исключительная ценность выявленного феномена.
Одностороннее двухуточное браное ткачество (иначе: двухуточное браное ткачество на верхнем цепу) проникло в крестьянское рукоделие и закрепилось в нём во второй половине XIX в. под влиянием фабричных технологий в регионах с интенсивно развивающейся текстильной промышленностью, в том числе, на востоке Владимирской губернии. Например, крестьянки многих селений Вязниковского уезда работали светёлочными и надомными ткачихами у крупного фабриканта В.Ф. Демидова, принадлежавшего к старообрядческой общине. Они усваивали новые технологии, ткали льняные полотна, тонкие и плотные, для чего к их домашним традиционным ткацким станам предприниматель поставлял бёрда соответствующих высоких номеров (для подбивания нитей утка при одновременном их подравнивании, что позволяло ткать плотное и симметричное относительно центра полотно). Это способствовало повышению качества домашних изделий в технике одностороннего браного ткачества, которые девушки готовили для своего приданого. Кроме того, приобретение высококачественной белой и нелиняющей красной хлопчатобумажной пряжи для создания ткани и узоров на ней не составляло проблемы в регионе, насыщенном бумагопрядильными, красильными, ситцепечатными фабриками.
Что касается старообрядческой принадлежности многих текстильных фабрикантов России, то она способствовала их тесным профессиональным и духовным связям. Можно предположить, что именно на этой основе и мог сложиться синтез новой текстильной технологии и эстетики одностороннего браного ткачества. Создание обрядовых и праздничных полотенец изысканного бело-розового колорита вполне соответствовало старообрядческим представлениям о светоносном начале, духовной чистоте и совершенстве. При этом занятие богоугодным рукоделием подкреплялось надёжным благосостоянием и экономической возможностью. От старообрядцев новая технология ткачества заимствовалась их родственниками, знакомыми и соседями.
Двухуточное браное ткачество на верхнем цепу как разновидность узорного ткачества отличается тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым (узорным) утком, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. Изнанка изделия имела совершенно иную структуру, чем изнанка при традиционном двухуточном браном ткачестве. Это достигалось тем, что в «односторонней» технологии узор выбирался при раскрытом ткацком зеве (нажатой педали ткацкого стана) лишь на половине нитей основы, например, чётных нитях, приведённых в верхнее положение (то есть, на верхнем цепу), в отличие от традиционной технологии, при которой узор выбирался по всем нитям основы создаваемой ткани. На востоке Владимирской губернии для создания узора использовали белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений. Они были гораздо толще фонового утка, создающего основное полотно, поэтому рисунок получался рельефным. Когда для основы использовали красный хлопчатобумажный рабочий уток, то узор оказывался на деликатном разбелённо-розовом фоне. Это делало изделия гороховецких и вязниковских ткачих особенно изысканными. Массивность узорного утка приводила к существенному повышению жёсткости декорированных концов полотенец, рукавов или наподольниц женских рубах. Такие изделия приобретали уникальную эстетику предметов обрядово-праздничного назначения.
Полотенца, сотканные мастерицами Гороховецкого и Вязниковского уездов Владимирской губернии, выделялись тонким колоритом среди многоцветных и узорных народных тканей центральной полосы России. Они были декорированы достаточно сложным орнаментом, элементы которого имели отголоски языческой символики, характерной для народного творчества. Сама техника узорного ткачества обусловливает геометрический характер рисунков. Традиционные текстильные орнаменты состояли из горизонтальных полос, заполненных ромбами, треугольниками, розетками.
В узорах на полотенцах доминируют ромбы разной величины – линейные, с продлёнными сторонами, гребенчатые, крючковатые. Ромбический орнамент зародился в древности и был олицетворением солнца. Часто большой ромб, пересечённый косым крестом, разбивался на маленькие ромбики, центрированные выпуклыми точками, что обычно интерпретировалось как символ засеянного поля.
Магический смысл рисунков менялся, орнамент обогащался новыми мотивами. На некоторых полотенцах сохранились изображения животных, женских фигурок в треугольных юбках как олицетворение рода, самоваров как символа крестьянского благополучия и семейного достатка, геометризированных деревьев, веточек и др. Рисунки в декоре изделий восхищают наивным реализмом, подчинённым требованиям текстильной техники.
Обычно сложные узоры набирались по специально разработанным схемам. Ткачихи из соседних сёл копировали орнаменты друг у друга, сочетая понравившиеся узоры, творчески дорабатывая их. Большую роль при этом, конечно, играли умения, навыки и природное чутьё. Произвольно комбинировать порядок узорных полос могли только опытные ткачихи. Их часто приглашали из соседних деревень помочь рассчитать и нужным образом заправить ткацкий стан. От этого во многом зависел конечный результат труда мастерицы.
Сегодня продолжается работа по реконструкции и сохранению технологии браного ткачества на верхнем цепу как культурного феномена. Например, в Доме культуры села Фоминки (МБУ Гороховецкого района «РЦК») мастер Т.Н. Мойкина освоила эту, когда-то бытовавшую на территории родного Гороховецкого края, технику. Она создаёт современные изделия на основе аутентичных узорных полотенец, а, самое главное, – передаёт эти знания и умения детям, занимающимся в студии традиционного декоративно-прикладного творчества, приобщая их к культурному наследию своих предков.