Гороховецкая рельефная «глухая» или «корабельная» резьба
Гороховецкая рельефная «глухая» или «корабельная» резьба как особый феномен сложилась к концу XVIII в. и просуществовала до конца XIX в. Этот самобытный стиль резьбы по дереву возник в работе гороховецких плотников – якушей, искусство которых получило известность далеко за пределами Владимирской земли.
В Гороховецком уезде, который занимал первое место во Владимирской губернии по площади лесных массивов, плотницкое дело было главным занятием мужского населения. Здесь бытовала поговорка: «Кабы не было топора, так топиться давно пора». Местные плотники вошли в историю под именем «якуши» (так называлось одно из сёл, где мужчины поколениями занимались плотническим ремеслом). В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль определял якушей: «долбёжники, плотники-резчики, для резки украс на избы и на суда».
Якуши работали небольшими артелями (4-5 человек), преимущественно в своей округе или в соседних уездах Нижегородской губернии. Труд был сезонным, на работы они расходились по весне.
Гороховецкие плотники отличались мастерством в одной из наиболее выразительных техник – рельефной резьбе, представляющей собой деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, определённым композиционным построением. Узор рельефно выступает на поверхности доски, а его фоном, «землёй», является нижний слой. Именно поэтому такую резьбу именуют «глухой», так как фон у неё – сплошной, непроницаемый, в отличие от сквозной прорези.
Глухая резьба также получила название «корабельной», так как изначально украшала речные суда на Оке, Клязьме и даже на Волге. Но впоследствии, когда пароходство отменило резное оформление судов, резчики полностью перешли на украшение деревенских изб. Кроме того, перенесению корабельной резьбы на дома способствовал сравнительно недолгий срок эксплуатации судов. Резные доски с кораблей продавались как строительный материал, нередко приобретались служебным персоналом судна для украшения домов и дворовых построек.
Глухой рельефной резьбе присуща единая техника исполнения. Она производилась на досках толщиной до 8 см, причём, до второй половины XIXв. использовались рубленые доски. После нанесения рисунка верхний слой доски в тех местах, где не было узора, снимался с помощью долот и стамесок различной формы и размера, а также ножа-резака. В основном применялись полукруглые долота, которые позволяли создавать определённый набор рисунков и достигать объёмность изображения. Таким образом, получался узор, который рельефно выступал на поверхности доски. Он тщательно шлифовался, скруглялся в боковых гранях.
С появлением пилёного тёса в конце XIX в. толщина резных досок уменьшалась, резьба становилась более плоской, её рельеф лишь слегка возвышался над поверхностью доски. Одновременно снижалось и качество обработки поверхности рельефа, измельчался рисунок узора.
Особенно много глухой резьбы было выполнено якушами в Гороховецком, Вязниковском и Ковровском уездах. Гороховецкие плотники достигли в своём ремесле большого мастерства, виртуозного владения инструментами, а их труд высоко оплачивался. Их приглашали украшать причудливой нарядной резьбой самые богатые дома, даже за пределами Владимирской губернии. Для владельцев домов оформление фасада было престижным делом, говорило о достатке: чем богаче хозяин, тем узорнее отделка. Богато украшенные дома обычно располагались при въезде или в центре села, определяя его лицо.
Рельефная резьба часто полностью покрывала детали домов – фризы, наличники, причелины, подзоры, полотенца и др. В резьбе использовались геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные орнаменты. Её содержание, помимо чистой декоративности, несло в себе смыслы, рождённые верованиями крестьян. Круг или розетка символизировали солнечный диск, спирали и волнистые зубчики были знаками охранения жилища. Растительный орнамент, особенно виноградная лоза, являлся символом цветущей природы и плодородия; композиции, в которые входили звери, птицы, цветы, символизировали щедрость, плодородную силу Земли. Резные изображения львов, русалок служили оберегами, охранявшими человека и его жилище от злых духов. Сказочная птица Сирин была символом счастья, обещанием радости и благополучия. Резные фигуры драконов как будто сошли со страниц русских сказок о Змее Горыныче. Образный строй декоративной резьбы во многом был рождён традиционным фольклором.
В то же время искусство резчиков подвергалось воздействию распространённых тогда архитектурных стилей – барокко и классицизма. Но все заимствования претерпевали влияние народных традиций: например, изящная классическая ваза с цветами («вазон») могла получить форму крестьянской плошки или горшка, а классическая розетка –распустившегося подсолнуха. Характерные для народного творчества добрая шутка и юмор также отражались в глухой рельефной резьбе. Львы часто выглядели добродушными домашними животными («котами»), а «фараонок» (женщин с рыбьими хвостами) мастера «одевали» в русские телогреи.
Феномен рельефной глухой или «корабельной» резьбы на территории г. Гороховца и Гороховецкого района был изучен и описан многими исследователями. Ещё в 70-х годах XIX в. Иван Александрович Голышев (1838-1896) – краевед, этнограф, исследователь памятников культуры и быта Владимирской губернии – зарисовал наиболее интересные образцы резьбы на старых избах. В 1876 г. он издал в своей литографии альбом – «Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии», который является ценным собранием глухой резьбы Владимирского края, в том числе Гороховецкого уезда.
Богатая коллекция образцов гороховецкой рельефной глухой или «корабельной» резьбы конца XVIII-XIX вв., а также плотницких инструментов начала XX в. представлена в фондах Гороховецкого историко-архитектурного музея. Она сегодня оцифрована и занесена в Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации.
Большой исследовательский материал о гороховецкой глухой резьбе был собран специалистами Государственного республиканского центра русского фольклора в 2000 г. и опубликован в научном издании «Традиционная культура Гороховецкого края: в 2-х томах» (2004 г.).
В апреле-мае 2021 г. в ходе этнографической экспедиции группа сотрудников МБУ Гороховецкого района «Районный центр культуры» произвела фотофиксацию и описала аутентичное бытование сохранившихся образцов гороховецкой рельефной глухой резьбы непосредственно на старинных деревянных домах, которые ещё можно встретить в г. Гороховец и близлежащих сёлах.
Особенно выделяются богатые двухэтажные и одноэтажные на высоком подклете дома конца XIX в. в д. Выезд (ул. Новая, ул. Нагорная). Эти дома частные, в настоящее время жилые, ещё достаточно крепкие и ухоженные. Окна и на первом, и на втором этажах снабжены ставнями и обрамлены строгими наличниками с глухой рельефной резьбой. В одном из этих домов богатая рельефная резьба украшает широкий подзорный фриз, а также детали мезонина.
С большим вкусом выполнен рельефный декор дома Беловых середины XIX в. в Гороховце (ул. Московская, д.30, бывшее село Красное). Наличники имеют резные ставни и очелья, украшенные солнышком, по фризу стелются пышные листья, а карниз обработан лепестковыми розетками, напоминающими цветы подсолнуха. Сегодня, к сожалению, дом нежилой, заброшенный.
Классическим примером гороховецкой глухой резьбы начала XX в. стало декоративное оформление дома-терема Пришлецова, знаменитого «Дома с русалками» (1915 г.). В стиле местной художественной традиции дом обильно украшен затейливой резьбой, в которой видное место занимают круглые розетки из цветочных лепестков, побеги аканфа и гроздья винограда, вазоны и гирлянды, а также изображения львов и фараонок (берегинь). Дом входит в историческое ядро города, поэтому планируется к реставрации.
Сегодня возрождается старинное ремесло якушей. Например, мастер Н.Л. Курюкин, который более четверти века занимается плотницким и столярным делом, освоил технологию гороховецкой глухой рельефной резьбы, изучил символику узорного декора. Николай Курюкин руководит художественной мастерской плотника-якуша при МБУ Гороховецкого района «Районный центр культуры», проводит мастер-классы по глухой резьбе, способствуя сохранению традиционной технологии гороховецких плотников как нематериального культурного наследия.