Обрядовый комплекс «Вождение колоска»
Символическое действо «Вождение колоска» – один из наиболее интересных и древних обрядов весенне-летнего цикла земледельческого календаря, приуроченных к Троице. Он был записан в селе Шельбове Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии корреспондентом Русского географического общества Дмитрием Бережковым, а затем опубликован (Владимирские губернские ведомости, №29 за 1853 г.). В дальнейшем описание обрядового комплекса «Вождение колоска» вошло во многие этнографические и фольклорные сборники, так как обладало несомненной эстетической и культурологической ценностью.
Земля Юрьев-Польского района – Ополье – это природный чернозём среди суглинистых и песчаных почв средней полосы России. Здесь испокон веков люди занимались земледелием. Поскольку обработка земли и выращивание урожая имели циклический характер, складывалась система крестьянского календаря, в котором короткий период с мая по август имел особое значение – созревал урожай, создававший будущее благополучие на целый год. Люди направляли на эту цель не только физические усилия, обрабатывая землю, но и духовные, обращаясь через обряды и ритуальные действа к божественным силам, обеспечивающим плодородие земли и благоприятную погоду.
Обряд «Вождение колоска» совершался на Троицу, когда начинала колоситься озимая рожь. Именно ржаное поле становится целью движения собравшихся в хоровод сельчанок – девушек и молодых замужних женщин. Троица считалась преимущественно девичьим праздником. Хотя в толпе любопытных, конечно, было много парней.
Девицы и молодицы встают в две линии лицом друг к другу, схватываются попарно руками, так, что переплетённые руки каждой пары образуют плотный квадрат. По этому «мостику» из рук начинает идти маленькая девочка лет двенадцати, опираясь на головы девушек. Она символизирует колосок, «идущий на ниву». Эту самую красивую девочку выбирают заранее, одевают в нарядный сарафан и украшают лентами. Пара, которую прошла девочка, становится впереди всего ряда, как это бывает в «горелках». Таким образом происходит движение всей процессии. На протяжении шествия девушки поют протяжную обрядовую песню «Пошёл колос на ниву». Постепенно участницы обряда доходят до поля, в котором зеленеет озимая рожь. Пара, на которой остановилась девочка, подносит её на руках к озимым. Девочка срывает пучок колосьев, бежит к церкви и бросает их около неё.
Начинается обратное движение процессии, правда, в другом построении: девушки разделяются тоже на два параллельных ряда, но уже не соединённых руками. Один ряд медленно отступает спиной вдоль посада, другой наступает на него. При этом поётся песня «Подойду, подойду, я под Царь-город подойду», менее протяжная, чем первая.
По окончании этой песни меняется порядок процессии. Девушки идут по селу двумя рядами, держась за руки попарно, а крайние пары соединяются поясами. Первая из крайних пар поднимает свой пояс над головами, и все девушки проходят под ним. Последняя пара, ставшая таким образом первой, тоже поднимает свой пояс, пропуская всех под ним. Такое движение продолжается до тех пор, пока девушки, как они говорят, «перевиваясь», не вернутся на привычное место гуляний. При этом исполняется песня «Перевейся яров хмель».
Когда обряд «Вождение колоска» заканчивается, его участницы и зрители угощаются заранее заготовленными блюдами и напитками. Отдохнув немного, молодёжь села Шельбово и соседнего с ним Осановца встречается у колодца, который находится между сёлами. Здесь продолжаются молодёжные игры в хороводе и всевозможные состязания молодых людей двух поселений.
Календарный обрядовый комплекс «Вождение колоска», насыщенный и красочный по форме, несёт в себе глубокую смысловую нагрузку. Молодые девушки и женщины символизируют плодородящие силы земли, которая расцветает и благоухает в период перехода от весны к лету. Движение девочки по мосту из рук к полю, а затем поднесение сорванных колосков к храму – это обращение к божественным небесным силам. Хороводное движение «стенка на стенку», распространённое во многих народных играх, символизирует брачный союз, который даёт начало крепким родовым связям. А следующее после него «завивание» означает прорастание молодых побегов, будущей жизни. Общая трапеза, совместные гуляния, молодецкие игры, продолжающие праздник, развивают тему подготовки к браку, ухаживаний, выбора партнёра.
Обрядовый комплекс «Вождение колоска», записанный в Юрьев-Польском уезде, стал классикой традиционной русской культуры. Обращаясь к фольклору Владимирской области, сегодня многие народные коллективы вдохновляются сакральным содержанием и эстетикой «Вождения колоска» и воспроизводят его хореографию и песни.