Рожечная музыка Владимирского Ополья в исполнении ансамбля «Владимирские рожечники»

Район бытования: Камешковский район, Ковровский район, Суздальский район, Юрьев-Польский район, Владимир

Рожечная музыка Владимирского Ополья (Камешковский, Ковровский, Суздальский, Юрьев-Польский районы) – реконструкция старинных наигрышей (сольных и ансамблевых) владимирских пастухов-рожечников, выполненная ансамблем «Владимирские рожечники» (руководитель –  заслуженный работник культуры РФ А.А. Лебедев) Областного Центра народного творчества на основе исторических и экспедиционных аудио записей. Она является уникальным и особо ценным явлением в русской инструментальной музыке.

Рожок и искусство рожечников – неотъемлемая часть музыкальной культуры русского народа. Рожок – исконно русский пастушеский инструмент – имел в народном быту не только прикладное значение (издавал сигналы, собирающие стадо), но и эстетическое. В свободное время многие пастухи наигрывали мелодии народных песен, постепенно оттачивая своё исполнительское мастерство и превращая игру на рожке в искусство. Как музыкальный инструмент пастуший рожок получил распространение, очевидно, не ранее конца XVII в и не позднее 20-30-х годов XVIII столетия.

Для изготовления рожка народные мастера использовали берёзовые (для басов), можжевеловые (для высокого звука) заготовки в виде прямых конических труб, длина которых варьировалась от 32 до 83 см. Затем продольно их раскалывали, полукруглыми стамесками выбирали древесину, просверливали до шести игровых отверстий, оплетали распаренной берестой две обработанные половинки, скрепляя их. Небольшое углубление в начале ствола служило мундштуком. Раструб делали конической формы из жести или натурального коровьего рога.

Выделяют две основных разновидности рожков – ансамблевые и сольные. Ансамблевые рожки: малый рожок, который в народе называют «визгунок», длиной 32-36 см, и большой, так называемый «бас» («басок»), длиной 60-83 см. Они всегда настроены относительно другого в октаву и имеют минимально и максимально возможный размер. Для сольной игры обычно используется рожок средних размеров (50-60 см), в народе называемый «полубасок». Он редко встречается, так как не строит с другими видами рожков в ансамбле.

Как музыкальный инструмент, пастушеский рожок получил широкое распространение в селах центральной России. Особую популярность в середине XIX в. приобрели музыканты-рожечники Владимирской губернии. Весной вместе со своими рожками они выезжали на сезонные работы в села других губерний. По сути, сформировался целый отхожий промысел владимирских рожечников. Так они разносили искусство игры на рожке по всей Владимирщине и далеко за её пределами. Рожечники были непременными участниками праздников в селах, выступали на городских ярмарках.

Постепенно стали формироваться целые ансамбли рожечников, которые назывались «хорами». Музыкальное искусство владимирских пастухов-рожечников складывалось под непосредственным влиянием народной песни, а звучание рожечного ансамбля напоминало многоголосие песенного хора.

В начале 1870-х годов в деревне Мишнево Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Камешковский район) крестьянином Николаем Васильевичем Кондратьевым (1843-1937), талантливым музыкантом и организатором, был создан хор рожечников, состоящий из 12 пастухов близлежащих сел – Мишнево, Суслово, Горки, Берково, Остров, Машково, Симаково. Эти неграмотные крестьяне были хорошими музыкантами, которые не знали нот, играли по памяти и свободно импровизировали. Играя на примитивных, в сущности, инструментах, они достигли поразительного мастерства.

Первые выступления хора Кондратьева проходили на праздниках и гуляньях в соседних губерниях. Сегодня осталось мало документов, рассказывающих о концертной деятельности ансамбля. Однако известно, что он выступал более чем в 40 городах России и даже в других странах.

Особый успех пришёл к крестьянским музыкантам в Петербурге летом 1883 г. Слава о хоре рожечников Кондратьева дошла и до императорского двора: они были приглашены в Петергоф и имели честь играть для самого Александра III и его семьи. В 1889 г. владимирские рожечники выступали на Всемирной промышленной выставке в Париже.  Весной 1892 г. хор Кондратьева был приглашён на двухмесячные гастроли в Париж, где публика встречала их восторженно. Сохранилось историческое фото во французском журнале: 12 бородачей в цилиндрах, широких балахонах и лаптях прижимают к губам пастушеские рожки.

Рожечники Кондратьева приглашались для выступления на многих значимых событиях в России – на празднествах в честь коронации Николая II (1896 г.) в Москве, в культурных программах Нижегородской ярмарки (1896 г.), Всероссийской кустарной выставки в Петербурге (1902 г.) и др.  Хор при непосредственном участии Н.В. Кондратьева просуществовал почти тридцать лет. В его репертуаре было более 200 наигрышей и песен. Хор рожечников, непревзойдённый по искусству разработки тем, богатству полифонии и импровизации, блестяще продемонстрировал русское народное инструментальное искусство.

Основатель первого в истории оркестра русских народных инструментов В.В. Андреев оценил кондратьевский хор как чрезвычайно редкое явление, образчик истинно народной инструментальной музыки.  В 1902 г. известная собирательница народных песен Е.Э. Линёва записала «Камаринскую» в исполнении хора Н.В. Кондратьева на фонограф. Благодаря ей мы сегодня имеем возможность услышать музыку уникального ансамбля рожечников.

В начале XX в. руководство хором Н.В. Кондратьев передал своему ученику и участнику хора Петру Гордеевичу Бахареву (Пахареву) (1860-1930). Владимирские рожечники по-прежнему были популярны, много выступали в городах России. По воспоминаниям самих рожечников, они не раз аккомпанировали самому Фёдору Шаляпину, исполнявшему «Дубинушку», «Машеньку» и другие песни. Однако не сохранилось документов, подтверждающих этот факт. В 1910 г. некоторые песни и наигрыши в исполнении хора П.Г. Пахарева – «Зимушка-зима», «Вниз по матушке по Волге», «Уж ты сад, ты мой сад», «По улице мостовой», «Хороша наша деревня» и др. –  были записаны на граммофонные пластинки.

В 1923 г. пять наигрышей, которые звучали в концертах хора Пахарева на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, записал на фонограф М.Е. Пятницкий, основатель русского народного хора. Более того, чтобы придать свежих красок своему хору, он привлекал владимирских рожечников к инструментальному сопровождению песен. После смерти П.Г. Пахарева в начале 30-х годов XX в. коллектив распался.

В 1936 г. Александр Васильевич Сулимов, уроженец села Вышеславское Суздальского уезда, виртуозный рожечник, вновь создал хор из суздальских, ивановских и ковровских рожечников, который находился на службе в РККА, а затем был включён в состав Ансамбля песни и пляски Московского военного округа.  Репертуар хора рожечников А.В. Сулимова состоял преимущественно из русских народных песен, но были и военно-патриотические произведения, например, знаменитая «Катюша».  

Самобытное искусство крестьян-рожечников Владимирского Ополья вошло в историю русской народной музыки. Пастушеский рожок стал называться «владимирским», прежде всего, благодаря музыкальному таланту выходцев из владимирских земель Н.В. Кондратьева, П.Г. Пахарева, А.В. Сулимова и славе созданных ими хоров рожечников.

В середине XX в. появляются серьёзные исследования феномена рожечного искусства. Выдающемуся музыковеду-композитору Б.Ф. Смирнову удалось разыскать во время экспедиций 1952-1955 гг. во Владимирской и Ивановской областях значительное число пастухов-рожечников – настоящих мастеров сольной и ансамблевой игры. Были записаны на магнитофон и затем расшифрованы Б.Ф. Смирновым более 120 рожечных наигрышей. В результате в 1959 г. увидела свет его книга «Искусство владимирских рожечников» (в 1965 г. вышло её второе издание). Исследование Б.Ф. Смирнова буквально поразило музыкальную общественность, впервые всесторонне показав уникальное русское народное музыкальное искусство. Собирательская деятельность Б.Ф. Смирнова продолжалась до 1970 г., но остались неопубликованными около 100 его расшифровок.  

Богатый фактический материал о владимирских пастухах-рожечниках и их искусстве был собран краеведом М. В. Воронцовым и представлен в очерке «По следам владимирских рожечников» (издан в 1990 г.). В работе возникает живая история хоров владимирских рожечников и яркие образы самих крестьянских музыкантов. 

Изучением и популяризацией рожечной музыки на протяжении многих десятилетий занимается Областной Центр народного творчества.  Организованные им фольклорные экспедиции помогли выявить новые исторические факты о владимирском рожке и рожечной музыке территорий Владимирского Ополья.

Если в середине 1950-х гг. во Владимирской области пастухи-рожечники были явлением нередким, то уже к концу XX столетия рожок как пастушеский атрибут ушёл в прошлое. Однако владимирский рожок продолжает жить и сейчас в творчестве народных коллективов области. Ведущим в освоении этого исконно русского музыкального инструмента и возрождении искусства своих предков является ансамбль «Владимирские рожечники» (художественный руководитель – Александр Лебедев, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Премии Правительства России «Душа России») – базовый коллектив Областного Центра народного творчества. В его фонде (репертуаре) лучшие образцы сольных и ансамблевых рожечных наигрышей и песен – наследие хоров рожечников Н.В. Кондратьева, П.Г. Пахарева и А.В. Сулимова.

«Владимирские рожечники» не имеют сегодня к пастушеству никакого отношения. Все они – люди с профессиональным музыкальным образованием (Российская академия музыки имени Гнесиных, Московский государственный институт культуры, Владимирский музыкальный колледж и др.). Но их объединяет любовь к русской народной культуре, стремление возродить самобытное искусство игры на владимирском рожке.

Ансамбль «Владимирские рожечники» начал свою творческую деятельность ещё в 1992 г. Основная задача ансамбля – сохранить традиции рожечной музыки, стиль исполнения русских народных песен, но в то же время дать им новую жизнь, представить в современном контексте, понятными и воспринимаемыми нынешним зрителем. Музыканты проводят большую исследовательскую работу, изучают материалы фольклорных экспедиций, исторические аудио записи. Работая с традиционным музыкальным материалом, «Владимирские рожечники» почти никогда не воспроизводят буквально сам напев, часто стараются избежать однообразия с помощью приёмов варьирования при переходе от одного куплета к другому, виртуозно демонстрируя возможности рожка. В программы концертов включаются лирические, плясовые, свадебные, кадрильные, календарные, шуточные, солдатские песни. Музыкальные обработки русских народных песен «Ах, ты берёза», «Уж вы стары старики», «Во кузнице», «Барыня», «Сыпал снег буланому под ноги», «Я пойду млада», «Во субботу день ненастный» вошли в золотой фонд ансамбля. В артистическом исполнении «Владимирских рожечников» наигрыши и песни Владимирского Ополья звучат ярко, звонко и самобытно.  

Музыканты  виртуозно  владеют не только рожками, но и другими народными инструментами жалейкой, гуслями, балалайкой, баяном, бубном, барабаном, трещотками,  даже играют на  косах и топорах.  Кроме того, современные рожечники и поют, и пляшут, неизменно демонстрируя высокий уровень исполнительского мастерства.

Ансамбль «Владимирские рожечники» ведет большую концертную деятельность, выступая не только на различных площадках Владимирской области, но в лучших концертных залах России (в РАМ им. Гнесиных, в концертном зале им. П.И. Чайковского, в Кремлевском Дворце Съездов, в Московском международном Доме музыки). Побывали с концертами за рубежом.  «Владимирские рожечники» участвуют в проекте народной артистки РФ Надежды Бабкиной – Всероссийский фестиваль-марафон «Песни России».  Ансамбль является лауреатом международных и всероссийских конкурсов, обладателем Гранта Президента РФ, лауреатом областной премии в области культуры, искусства, литературы за сохранение и развитие традиций народного музыкального искусства.

Ансамбль «Владимирские рожечники» сегодня один из хранителей и популяризаторов нематериального культурного наследия – рожечной музыки Владимирского Ополья. Благодаря его творчеству традиции рожечного   искусства продолжают жить в настоящем.

Автор: В. Королькова

Видео

От красногорской кадрили до владимирской столбушки… Постигая культурное наследие
Живая нить традиций. Владимирские рожечники