Технология ручной кубовой набойки XIX-начала XX вв. на территории Владимирской области

Район бытования: Владимир, Ковровский район, Вязниковский район, Юрьев-Польский район

Технология ручной кубовой набойки как традиционного способа орнаментации тканей является уникальным культурным явлением. Она бытовала на северо-востоке и востоке Владимирской губернии – в льноводческих районах – в XIX в., но в начале XX в. постепенно была вытеснена развивающейся ситцевой промышленностью и практически утрачена. Поэтому особенно ценно сегодня возрождение в разных формах этой самобытной технологии на Владимирской земле.  

Что же собой представляла кубовая набойка? В основе этого вида декоративно-прикладного искусства два процесса – набойка и кубовое крашение индиго. На ткань, подготовленную для набойки, наносили резервный состав (его называли «вапой») для того, чтобы во время крашения эти места остались белыми (линии орнамента). Для нанесения орнамента использовали резные доски «манеры». Кистью наносили вапу на подушечку, плотно прикладывали к ней набойную доску, чтобы она набрала достаточное количество вапы, и «набивали» на холсте отпечаток. При необходимости (зависело от состава и консистенции вапы) по доске ударяли несколько раз деревянным молотком. Затем хорошо просушивали набитые холсты и красили в кубе – ёмкости с холодным раствором индиго (сам раствор тоже получил название «куб»). После удаления резерва открывалась не прокрашенная ткань – белый орнамент. Ткань тщательно выполаскивали и сушили.

Кубовая набойка выполнялась в разных оттенках синего – от глубокого тёмного (даже фиолетового) до более светлого, голубого. Использовался древний краситель растительного происхождения – индиго (с лат. indicum – «индийский»), который первоначально экспортировался в Европу из Индии. Индиго в больших количествах завозился в Россию через Архангельский порт ещё с середины XVII в. На рубеже XIX – XX вв. самые выгодные закупки индиго можно было сделать в Москве (цены в отдалённой глубинке могли быть выше московских в два с лишним раза).

Индиго хорошо окрашивал домотканые льняные ткани, которые широко производились в крестьянских хозяйствах Центра России. Льняное полотно, более прочное, чем ситцевое, а потому – практичное, хорошо поддавалось окраске индиго, не выгорая на солнце, в отличие от других доступных природных красителей. Именно этим свойством объясняется широкое распространение льняных гладкокрашеных кубовых синих сарафанов в конце XVIII – XIX вв. Сочетание прочного кубового крашения с предварительной ручной набивкой резервирующими составами позволяло декорировать домашний крестьянский холст разнообразными орнаментами белого и голубого цвета (голубой – при так называемом «двукубовом» крашении). Усложнение химического состава резерва расширяло эту гамму: рядом с белыми и голубыми элементами орнаментов на той же ткани могли появиться жёлтые, зелёные. По уже готовой кубовой набойке с помощью верховой масляной набивки могли быть нанесены также яркие оранжево-красные «оживки». Важно отметить, что превращение домашнего холста в нарядную синюю набойку обходилось крестьянкам-заказчицам раза в 3-4 дешевле, чем приобретение такого же метража красивого, но менее прочного ситца.

Ручной кубовой набойкой занимались красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник», «манерник» – многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок. По нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом.  

К середине XIX в. из всех видов узорных тканей набойка стала самой доступной и широко использовалась в домашнем обиходе. Из неё делали занавески, скатерти, полавочники, одежду (сарафаны, рубахи, порты и пр.), которую носили и деревенские жители, и небогатые горожане.

Парадоксально, но именно специфика использования этих тканей – не только для праздничной одежды, а прежде всего, для будничной – объясняет недостаточную изученность кубовой набойки.  В отличие от более трудоёмких и дорогих материалов (вышивки, браного ткачества и др.), которые бережно сохранялись в крестьянской семье, набойка употреблялась до полного износа: её перешивали на мешки, подкладки, заплаты. Набойные же доски продавались на ярмарках, перевозились из одного уезда в другой, расходясь по стране. Этим можно объяснить наличие аналогично декорированных тканей в различных губерниях России.

Доски служили не одному поколению мастеров. Их подновляли, сохраняя привычные узоры на протяжении многих десятилетий. Набойно-печатный промысел часто был отхожим, печатники и красильщики уходили работать из своих мест в другие уезды и губернии, что сегодня затрудняет исследователям систематизацию сохранившихся тканей, с трудом поддающихся датировке.

Сформировавшись в России как народный промысел, вероятнее всего, не ранее последней четверти XVIII в., после отмены правительственных указов, тормозивших развитие крестьянских набивных промыслов, ручная кубовая набойка осваивалась, в первую очередь, в тех территориях, где в XVII-XVIII вв. было широко распространено производство ручной масляной набойки. Льноводческая Владимирская губерния была в этом отношении одной из первых. В губернии в конце XVIII-начале XIX вв. работало 38 набоечных (по льну) и китайчатых (т.е. для кубового окрашивания хлопчатобумажных тканей) заведений.  Однако с развитием ситцепечатного производства, в частности, в Шуйском, Юрьев-Польском уездах, ручная кубовая набойка стала отходить на второй план, хотя ещё продолжала существовать до начала XX в. Особенно долго эта технология удерживалась во Владимирском, Ковровском, Вязниковском уездах при набойке домотканого крестьянского льняного холста. 

Постепенно из Центра России кубовая набойка вытеснялась ситцами на периферию, в северные и восточные губернии, где она получила особую популярность, практиковалась в крестьянском быту вплоть до 40-х годов XX в. Однако это не снижает культурную и историческую ценность практики ручной кубовой набойки во Владимирской губернии.

Большую работу по исследованию и возрождению ручной кубовой набойки с 1998 г. вела областная школа «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология» под руководством Галины Александровны Фёдоровой. Ею, в частности, была изучена большая этнографическая коллекция из Владимирской губернии, собранная Д. Т. Яновичем по заданию Отдела этнографии Русского музея летом 1903 г. (хранится в Российском этнографическом музее). Это собрание содержит значительный массив образцов льняных тканей, декорированных в технике ручной кубовой набойки, которые происходили с востока Владимирского уезда и приграничных с ним территорий на юго-западе Ковровского уезда (теперь это земли Камешковского района). В коллекционных описях в большинстве случаев Д.Т. Янович указал назначение образчиков тканей (фрагменты сарафанов, головных платков, наволочек, напостельников,  подкладки безрукавки и пр.).

Изучение старинной технологии кубовой набойки, а также её возрождение на Владимирской земле стало возможным благодаря энтузиазму Г.А. Фёдоровой и участников областной школы «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология», которые посвятили этой теме более десяти лет научной исследовательской работы. 

Технология производства ручной кубовой набойки складывается из следующих составляющих:

  1. Технологии изготовления рабочего инструментария – набойных досок, на рабочей стороне которых создаётся резной деревянный орнамент и (или) орнамент из частично заглублённых в дерево латунных лент, проволоки и фигурных прутков. Набойные доски, изготовленные профессионалами, продавались на рынках.

Исследование большого количества досок для печатания орнаментов ручной кубовой набойки в музеях центра и севера России, проведённое областной школой «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология», позволило установить преимущественную хронологическую последовательность типов досок. Наиболее ранние вырезались из цельных кусков дерева с внутренними цилиндрическими или наружными прямоугольными шпонками. Как правило, такие набойные доски сохранились с наименьшими повреждениями. А вот позже делались двух- или трёхслойные доски, по-видимому, более дешёвые, которые к настоящему времени в абсолютном большинстве имеют утраты больших частей печатающих поверхностей.

Орнамент на наиболее поздних набойных досках полностью выполнен из врезанных в дерево тонких металлических полос, прутков и проволоки. Такие элементы также часто оказываются уже утраченными на хранящихся в музеях набойных досках.

Особые требования предъявлялись и к качеству металла для врезных деталей. Он не должен был реагировать на химически агрессивный резерв-вапу, отличался пластичностью, чтобы можно было выгибать тонкие металлические пластинки в соответствии с рисунком, а также – достаточной жёсткостью, чтобы выступающие металлические детали не деформировались при больших нагрузках в процессе печати (набойщик постоянно стучал по обратной стороне доски кулаком или специальным молотком-киянкой для возможно более полного переноса резерва с доски на ткань). Этим требованиям удовлетворяют латунные сплавы специальных марок. С середины XIX в. вся Россия использовала латунные и другие медные сплавы, выпускаемые на заводах купца Кольчугина во Владимирской губернии (теперь заводы в г. Кольчугино Владимирской области).

Технология изготовления набоечных досок сегодня воспроизводится квалифицированным мастерами при изучении особенностей соответствующих артефактов и тщательном подборе материалов. Например, набойные доски-новоделы, изготовленные мастером-резчиком Владимиром Покровским (хранятся в коллекции ОЦНТ) с соблюдением старинной технологии заслуживают высокой оценки как предметы подлинного народного искусства.

  1. Технологии предварительного нанесения будущего незакрашенного красителем индиго орнамента с помощью резерва-вапы одного или двух химических составов.

Технология составления резерва-вапы пришла в Россию с Запада с самим феноменом ручной кубовой набойки. Резерв должен был механически (воск, тонкотёртая белая, иногда голубая глина) и химически (соли меди) защитить соответствующие орнаменту участки ткани от окрашивания при неоднократном погружении в холодный красильный раствор. Внутри   кубового раствора резерв-вапа  должен был удерживаться на ткани с помощью такого клея (аравийская камедь, в какой-то мере её местный заменитель – вишнёвый клей), который после завершения процесса крашения, мог быть легко смыт очень слабым раствором кислоты или тёплым мыльным раствором. Чтобы резерв не потёк во время окрашивания (что вызвало бы белесые разводы вокруг орнамента), набитую вапой ткань хорошо просушивали в специальных сушильнях или на чердаках. Иногда набивали зимой в хорошо отапливаемых мастерских. А красили весной, но не жарким летом, когда в слишком тёплом красильном растворе скрепляющий вапу растительный клей мог не выдержать и начать растворяться. К сожалению, восстановление технологии нанесения резерва-вапы сегодня затруднительно при отсутствии её живых носителей.

  1. Технологии кубового крашения ткани (домотканого отбеленного льняного холста или отбеленного хлопчатобумажного миткаля) красителем индиго.

Индиго – твёрдое и нерастворимое в воде вещество, которое необходимо перевести в растворимое состояние, что химически базируется на отъёме от индиго входящего в его формулу кислорода. Растворимое в воде преобразованное состояние индиго (т.н. лейкосоединение, или «белое индиго») и принято во всём мире называть «кубом», отсюда и произошёл термин «кубовое крашение». Для крашения ткань в расправленном виде (закреплённую на специальных приспособлениях, в России их называли «баранами») погружали в холодный кубовый раствор на определённое время для пропитывания, а затем выдерживали на воздухе, чтобы кислород из воздуха произвёл обратную химическую реакцию, т.е. вновь окислил «белое индиго» внутри волокон ткани до нерастворимого в воде синего состояния.  Чем темнее и ровнее хотели получить окраску, тем большее число раз повторяли цикл «погружение – окисление». Завершался процесс крашения промывкой «барана» с закреплённой на нём тканью в реке. Часть плохо закрепившихся внутри волокон ткани частиц индиго могла выполаскиваться не сразу, поэтому окрашенная ткань ещё некоторое время пачкалась. Зато одежда получалась глубокого синего цвета, не выгорающего на солнце. От возможных подделок ткани кубового крашения отличали по лёгкому специфическому запаху.

Две последние составляющие производства ручной кубовой набойки более или менее универсальны, но каждый мастер мог интуитивно вводить наработанные годами опыта индивидуальные приёмы. Наиболее удачные рецепты, как правило, становились семейными секретами. Сложная химия этих технологических процессов, конечно, не была доступна пониманию простонародных мастеров. Чаще всего, у истоков   промысла стоял человек, проработавший какой-то срок на мануфактуре с более или менее отлаженным красильно-набивным производством.

В начале последней четверти XIX в. в Германии был изобретён полный химический аналог природного индиго, а чуть позже него – стойкий химический препарат гидросульфит, необходимый для перевода индиго в растворимое в воде состояние. После этого началось неуклонное вытеснение новым кубовым красителем его природного предшественника, тем более что технология крашения несколько упрощалась, давая в принципе тот же результат. Искусственный синий краситель широко закупался в России. В некоторых местностях до революции 1917 г. применение немецкого индиго успело закрепиться в традиционной культуре. Поэтому использование немецкого индиго областной школой «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология» при реконструкции технологии ручной кубовой набойки не должно рассматриваться как отклонение от традиции.

Весь комплекс работ по возрождению и сохранению во Владимирском регионе этой самобытной технологии (изготовление набойных досок, составление резервирующих составов-вапы, холодных красильных растворов на основе индиго), а также созданию коллекций набойных досок-новоделов, тканей, костюмов-новоделов в технике ручной кубовой набойки,     выполненный творческим коллективом Г.А. Фёдоровой, имеет большое научно-практическое и культурно-художественное значение. Этот опыт используется современными мастерскими по изготовлению тканей с ручной набойкой, в школах искусств, в творческих коллективах учреждений культуры Владимирской, Архангельской, Вологодской областей и других регионов России.

Автор: В. Королькова

Видео

Ручная кубовая набойка - процесс