Технология многоуточного тканья половиков (Камешковский район)

Район бытования: Камешковский район

Считается, что ручное ткачество бытовало в русских деревнях до 20-х годов XX в. Однако на территории Камешковского района Владимирской области до сих пор встречаются домашние хозяйства, сохранившие ткацкие традиции, в том числе, – многоуточного тканья половиков.  Правда, сегодня практически не осталось живых носителей технологий ручного ткачества. Но дошли до наших дней ткацкие станки, на которых работают наши современники, перенявшие и освоившие традиционные техники ткачества.

В многоуточном ткачестве используется нескольких утков (уток – поперечная, система нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе нитей основы и проходящих от одной кромки ткани до другой) с разными нитями. Упрощённо, уток – это моток нитей или ткани. Этот вид ткачества применяется для создания узоров на ткани: сколько цвета в узоре – столько и утков. Уточные нити всегда прокладываются в одном направлении – слева-направо. Один конец каждого утка закрепляется в основе, а второй – остается свободным, находясь поверх неё.  

Многоуточное ткачество ещё называют способом тканья вертикальными полосами (более определенными и яркими по цвету, чем нити основы). Вообще эта техника позволяет выполнить любые линии – прямую, кривую, круг, овал. А русские крестьянки любили ткать половики с узорами, состоящими из одного или нескольких ромбов. Этот вид рукоделия применяется при тканье половичков, ковриков, узорных панно.

С XIX в. появилось много дешевых фабричных тканей, что позволило делать половики из вторичного тканого полотна. При тканье половиков для утка   часто использовалась нарезная ткань контрастного цвета, которая сматывалась в клубки (некоторые ткачихи называют их «куколками»). В крестьянских хозяйствах «куколок» крутили из старой одежды, белья и др., причём это обычно делали дети в процессе игры. Дешевизна, доступность материалов, лёгкость изготовления позволили тканым половикам стать неотъемлемой частью русского быта.  

Техника ручного многоуточного ткачества была сохранена и восстановлена отделом народного творчества МУК Камешковский РДК «13 Октябрь» в 2007 г.  на основе проведённой этнографической экспедиции на территории Брызгаловского муниципального образования. В деревне Назарово на тот момент проживала Нина Фёдоровна Лодышкина, которая владела техникой многоуточного ткачества половиков. Это позволило исследователям провести видео- и аудиофиксацию работы ткачихи и сделать подробное описание техники. 

Многоуточное тканьё половиков сегодня исполняется по схеме, созданной на основе расчёта нитей и цветов в рисунке на готовом изделии. Конечно, опытные крестьянские ткачихи раньше всё делали без всяких схем, по памяти. На камешковских половиках традиционно изображались яркие ромбы разной величины, с гребенчатыми сторонами, как бы вставленные один в другой. Ромбический рисунок в крестьянском рукоделии мог иметь жизненно важные значения – круг года, солнце, земля, плодородие, женское начало.

Современная схема тканья половика в чёрно-белом и цветовом изображении выглядит примерно так:

Для основы берутся белые хлопчатобумажные нити (№ 40), по 5 нитей, скрученных веретеном в одну пасму (клубок ниток для основы).  Нити основы подаются в зубья бёрда (рабочий орган ткацкого станка в виде гребня, с помощью которого достигается равномерное распределение нитей основы по ширине ткани, а также подбиваются нити утка).

Для бёрда в 296 пасм снуются крайние правые 8 нитей по 2 нити в зуб бёрда для кромки, 280 пасм основы по одной пасме в зуб бёрда и 8 крайних левых нитей основы по 2 нити в зуб бёрда для кромки.

Для утка используется нарезная ткань контрастного цвета, которая сматывается в небольшие клубки («куколки»).

Изготовление половика начинается и заканчивается тканьём кромки, чтобы закрепить начало и конец половика.  

Мастер садиться за стан, ставит ноги на подножки, нажимает ногой на одну из них. Между верхними и нижними нитями основы, прикреплёнными к ремизам (детали ткацкого станка в виде деревянных планок, соединённых нитченками, для подъема нитей основы), образуется зев.

У левого края основы закрепляется уток (закладывается конец утка справа- налево примерно на 3-5 крайних нитей основы), разворачивается слева- направо и прокладывается по всей ширине основы. Мастер кладёт руки на батан (механизм ткацкого станка в виде рамки с бёрдом для прибоя нити утка к опушке ткани) и прибивает уток. Переступив на другую подножку, меняет зев, в который прокладывается уток (полоски ткани) справа налево. Ткутся 10 рядов кромки.

Далее мастер набирает ряды нитями («куколками») утка разного цвета, выполняя рисунок на изделии по схеме, в соответствии с которой, под определённое количество нитей основы прокладывается уток определённого цвета. Уточные нити всегда прокладываются в одном направлении (слева-направо), а при встрече с нитями другого цвета перекрещиваются. После прокладки каждого ряда мастер прибивает нити утка батаном и меняет зев, переступая на другую подножку.

Мастер продолжает ткать узор по схеме до 170 ряда и завершает работу кромкой.

В настоящее время технология многоуточного тканья половиков освоена мастерами отдела народного творчества МУК Камешковский «РДК 13 Октябрь» и других организаций культуры Камешковского района. Большую работу по поддержанию преемственности ручного ткачества и передаче технологии подрастающему поколению проводит мастер А.А. Афонина (МУК Дом культуры пос. Новки).  Она создаёт половики в технике многоуточного ткачества, восстанавливая аутентичные ромбовидные узоры, а также модернизируя их. Анна Афонина обучает работе на ткацком станке сельских детей и подростков, проводит мастер-классы на выставках-ярмарках декоративно-прикладного искусства, приобщая различные группы населения Владимирской области к традициям самобытного ткачества.

Автор: В. Королькова

Видео

От вождения колоска до многоуточного ткачества... Постигая культурное наследие