Технология изготовления гороховецкой плотницкой игрушки
Ведущим промыслом Гороховецкого уезда Владимирской губернии, который по количеству лесов лидировал на владимирской земле, издавна было плотницкое дело. Местные мастера-плотники – якуши – были известны далеко за пределами своего края как искусные резчики по дереву. В середине XIX в. в некоторых селениях Гороховецкого уезда якуши изготавливали самобытные плотницкие игрушки. Вплоть до XX в. мастера сохранили эту практическую технологию, отличную от других плотницких центров, что определяет ценность гороховецкой деревянной игрушки как культурного наследия.
Такие игрушки называли «щепными», «топорными», так как вырезались они топором из отходов плотницкого дела – щепок и деревянных чурок. Затем линии по контуру игрушки выравнивались с помощью острого ножа со скошенным под углом лезвием или долота. Но часто топор был единственным инструментом плотника-виртуоза. Игрушечниками были только мастера, в совершенстве владеющие плотницкими инструментами, а также понимающие художественные свойства дерева, особенно его мягких пород (липы, осины). Они стремились вложить в игрушку всё своё умение и выдумку. Чтобы заинтересовать детей, они придумывали конструкции, выполняющие нехитрые движения (например, все детали каталок при игре приводились в движение одна от другой). Такие деревянные игрушки, подчас грубоватые по форме, были едва ли не единственной радостью деревенской детворы.
Образы игрушек были достаточно устойчивыми, их подсказывала сама жизнь. Мастера изображали то, что видели вокруг – коней, птиц, женщин с детьми и кошками на руках («барынь»). Поскольку плотники часто работали в городах, то они и в игрушках с долей иронии старались отразить детали городского быта. Например, сельские женщины изображались как барыни, в колоколообразных юбках и городских кофтах, вместо традиционных сарафанов, со старинными кокошниками на головах. Многие местные жители занимались извозом на большой почтово-торговой дороге, соединяющей Гороховец с Москвой и Нижним Новгородом. Поэтому излюбленными образами у игрушечников были кони, запряжённые в повозки, тройки с ямщиками и барынями в каретах. Но любимыми игрушками деревенских ребятишек оставались лошадки («коники») на колёсиках, чаще всего красного цвета.
Вообще гороховецкие игрушки достаточно ярко раскрашивались, с преобладанием красных, оранжевых и жёлтых тонов. Вероятно, это отражало веру наших предков в то, что солнечный диск движется по небу с помощью огненных коней.
Традиционным орнаментом, украшавшим плотницкую игрушку, была крупная лепестковая розетка, которую можно часто увидеть в резном декоре на наличниках и карнизах гороховецких домов. Кроме того, узоры на игрушках складывались из мелких точек, штрихов, прямых и волнистых линий, напоминающих орнаменты набоек. Интересна сама техника раскраски: на чистую деревянную игрушку наносили слой левкаса, как в иконописи, затем раскрашивали и покрывали олифой, для блеска и придачи характерного оттенка.
Гороховецкая плотницкая игрушка – редкий вид народной деревянной скульптуры. Сегодня почти не осталось её подлинных образцов. Это связано с тем, что во времена бытования плотницкой игрушки к ней всерьёз не относились, а делали наспех для детской забавы, к тому же – только в межсезонье, обычно зимой, когда было меньше основной работы. В сравнении с искусной плотницкой резьбой, которая пользовалась спросом во многих регионах России, гороховецкая игрушка не имела большой ценности и не продавалась на ярмарках. Изготовлялись плотницкие игрушки утилитарно, для детской забавы, и оставались в той деревне, где жил мастер, а когда приходили в негодность, – выбрасывались «за ненадобностью». Поэтому гороховецкая плотницкая игрушка дошла до наших дней только благодаря усилиям коллекционеров. Сегодня образцы старинной гороховецкой игрушки представлены в Художественно-педагогическом музее игрушки в г. Сергиев Посад, в Государственном Русском музее, в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.
С конца XX в. традиции создания самобытной деревянной игрушки возрождаются благодаря исследовательской и пропагандистской работе коллектива Гороховецкого историко-архитектурного музея. Подлинных образцов гороховецкой игрушки в музее нет. Однако в начале 1980-х годов в результате восстановления аутентичной технологии появился первый экспонат-«новодел» плотницкой игрушки. Сегодня эти традиционные игрушки во всём их многообразии занимают достойное место в экспозициях музея.
Большие усилия по собиранию мастеров, созданию условий для их работы и популяризации гороховецкой плотницкой игрушки прилагают МБУ Гороховецкого района «Районный центр культуры», а также Межпоселенческий дом народного творчества и ремёсел. Созданный на его основе интерактивный музей-мастерская народных промыслов «Гороховецкие умельцы» – это богатые экспозиции изделий гороховецких мастеров и площадки для проведения мастер-классов. Здесь можно увидеть виртуозную работу А.Ю. Климовича (награждён медалью «Хранители наследия»), Н.Л. Курюкина и других резчиков, художниц Н.Ю. Бутовой, О.В. Гуровой и др., расписывающих гороховецкую игрушку в традиционном стиле. Эту самобытную плотницкую игрушку можно приобрести в качестве яркого сувенира из Гороховца.