Технология изготовления керамики села Коровино Меленковского района

Район бытования: Меленковский район

На территории Владимирского края издавна было развито гончарное дело. В середине XIX в. признанным центром гончарного промысла стало село Коровино Меленковского уезда. Здесь «крутили» (то есть занимались изготовлением керамики на гончарном круге) почти в каждом доме.  Местные мастера получили известность после показа их работ на кустарных выставках. Их недорогая и практичная глиняная посуда хорошо продавалась на ярмарках и базарах по всей Владимирской губернии. На производство посуды шли местные огнестойкие глины, которые отличались высокими пластическими свойствами.

В советское время коровинские мастера объединились в сельскую артель. С 1932 г. в селе Коровино работал керамический завод, однако в послевоенное время он закрылся. С 1960-х годов гончарным производством занимался отдельный цех Меленковского промкомбината, где работали потомственные мастера. Часть коровинских гончаров-надомников сдавала в этот цех свою продукцию.  В начале XXI в. это производство было утрачено.

В настоящее время традиционный гончарный промысел возрождён в селе Коровино Меленковского района династией мастеров Малаховых. Как культурное наследие они сохранили до наших дней аутентичную коровинскую технологию изготовления гончарной посуды (горшки, крынки, кашники, блюда, кружки, кувшины и др.) с использованием местного сырья – белой глины. В формах их изделий, покрытии цветными глазурями (зелёными, жёлтыми, коричневыми) либо поливной росписью в виде разводов, в декоративном орнаменте (волна, проходящая между двумя полосками) сохраняются традиции народного гончарства села Коровино.

Производство гончарных изделий начинается с заготовки сырья. Коровинская керамика производится из белой глины, залежами которой богаты окрестные поля и леса. Для её добычи вручную, лопатой, выкапывают яму (1х1 м) глубиной не менее 4 метров. Глина, которая залегает выше, считается «грязной» и для производства посуды не подходит. Лучшее время для добычи глины – конец зимы, до начала таяния снега, когда грунтовые воды уходят глубоко, а замёрзший грунт не осыпается. 

Выкопанную глину складывают в огромные ямы. Заготовка глины производится с запасом на 2-3 года. Из ямы глину загружают в замочный ларь или бучило, заливают водой, накрывают мешковиной и держат от четырех до семи суток. Затем мокрую глину переносят в помещение, раскладывают ровным слоем на полу и месят голыми ступнями, пока она не станет однородной.  Глина готова для работы, когда она отлипает от ступни, издавая характерный щелчок. Её скатывают в валики, складывают в тёмное и сырое помещение, накрывают мокрой мешковиной и оставляют на 10-15 дней, чтобы не высыхала. Белая глина, в отличие от других видов, выдерживает перепады температур, что очень важно при обжиге. А изделия из неё можно даже ставить в печь на открытый огонь или на включённую газовую плиту.

Основными инструментами мастера являются гончарный круг, проволока для срезки изделия с круга и нож.  Ножной гончарный круг в с. Коровино стали активно использовать в 1920-е годы. Он состоит из деревянной станины (напоминающей лавку), вертикальной металлической оси и двух деревянных дисков. В верхней части оси укреплен малый диск, на котором гончар размещает сосуд, а в нижней – маховик в виде большого массивного деревянного круга. Гончар садится на скамью и вращает маховик правой ногой против часовой стрелки, периодически подталкивая его, не давая кругу останавливаться и поддерживая равномерное движение. В зависимости от необходимости гончар может плавно увеличить или же, наоборот, уменьшить скорость вращения.

Гончарные изделия формуются вручную на гончарном круге. В центр вращающегося гончарного круга помещается ком глины. Мастер смачивает руки водой и точно центрирует заготовку, т.к. при смещенном центре готовый сосуд будет непрочным и быстро разрушится. В центре глиняной заготовки нажатием больших пальцев делается углубление-прокол и формируется донышко. На следующем этапе заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Гончары работают, как правило, обеими руками – одна внутри, другая снаружи. Руки, между которыми находится стенка цилиндра, перемещаются от дна вверх. При этом мастер добивается одновременно как увеличения высоты цилиндра, так и постепенного утончения его стенок. Традиционно толщина стенок для бытовой посуды составляет около 5 миллиметров. В процессе формовки руки необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.  

Из полученного цилиндра формуется задуманный сосуд. Сначала уточняется форма основания (на сленге гончаров – «пятки»). Затем, мягко надавливая на стенки цилиндра с внутренней стороны, мастер расширяет центральную часть («пузо»). Далее надавливанием с внешней стороны формируется «плечо» и «шейка» (горлышко) будущего горшка или крынки. Завершают изделие формовкой слегка утолщённого бортика («губы»). Все работы выполняются плавно за несколько проходов, чем гарантируется достаточная крепость готовой посуды. Опытный мастер изготавливает классический горшок (на 500-600 граммов) за 3-4 минуты. Уже на сформированное изделие мастер кончиком ножа наносит свой неповторимый узор. Традиционным рисунком коровинских гончаров считается волна («река»), проходящая между двумя полосками («берегами»).

Готовые изделия мастер ставит на специальные полки, находящиеся под потолком или вдоль стен, на 5-6 дней для сушки. После сушки приступают к обжигу.

При обжиге изделий в гончарной печи (горне) достигается температура до 1200 градусов. Корпус горна выкладывают из кирпича или же лепят из глины. Горн состоит из двух камер, разделённых решёткой: в верхней камере  размещается посуда для обжига, а в нижнюю закладываются сосновые дрова. Огонь в нижней камере должен практически подходить к посуде. Посуду в горн загружают через люк, находящийся сверху. Сначала на решётку ставят крупную посуду, потом среднего размера, на самый верх укладывают мелкие изделия. Люк закрывают железным листом. Температуру в печи следует поднимать постепенно и равномерно. Каждый обжиг посуды проходит 10-12 часов, а всего делают два обжига (второй – после нанесения глазури). Во время постепенного охлаждения печи нельзя открывать люк и рассматривать изделия. Их выгрузку производят при температуре существенно ниже 100 градусов.

Прошедшие первый обжиг изделия покрываются глазурями. Традиционные коровинские цвета – коричневый, зелёный и жёлтый. Глазурь наносится произвольными мазками и после повторного обжига она расплывается, образуя потёки, неповторимые узоры и цветовые сочетания. Сегодня эта поливная роспись керамики используется редко. Современные изделия мастеров Малаховых чаще покрываются прозрачной либо светло-бежевой глазурью, что диктуется спросом.

Династия Малаховых как минимум уже в четырёх поколениях занимается гончарным делом в селе Коровино Меленковского района. Она создала целое домашнее производство, передавая ремесло из поколения в поколение, от отца к сыновьям. Мастерская-цех, которую построил глава семьи Алексей Михайлович Малахов, хорошо известна во Владимирской области и за её пределами. Сегодня дело отца продолжают два его сына – Алексей и Михаил, которые работают вместе уже более 25 лет. В 2008 г. династия Малаховых стала Лауреатом Областной премии в области культуры, искусства и литературы с вручением соответствующего диплома за большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства.

Гончары используют и развивают самобытную коровинскую технологию изготовления глиняной посуды, которая признана нематериальным культурным наследием Владимирской области. Малаховы творчески подходят к местным ремесленным традициям. Они не просто воссоздают аутентичную коровинскую глиняную посуду, но постоянно совершенствуют формы и декор изделий, разнообразят ассортимент. Их продукция пользуется большим спросом.

Гончары Малаховы участвуют в региональных, всероссийских и международных выставках народных промыслов, побеждают в творческих конкурсах. Сыновья Алексея Михайловича – Алексей и Михаил Малаховы –   устраивают мастер-классы на ремесленных ярмарках, проводят экскурсии по своему производству в селе Коровино. Их работа по-прежнему вызывает восхищение публики, перед глазами которой буквально из комка глины возникает посуда и оживает история. Подрастают внуки главы династии А.М. Малахова и начинают осваивать ремесло деда и отцов. Так и сохраняется коровинское гончарство.

Автор: В. Королькова

Видео

От коровинской керамики до надеждинского кваса… Постигая культурное наследие
Технология изготовления керамики (с.Коровино, Меленковский район)