Технология изготовления народной традиционной куклы «Владимирская столбушка» Владимирской губернии

Район бытования: Владимир

Создаваемые людьми, куклы являются частью культуры народа, сохраняют его характерные черты и самобытность. Традиционные тряпичные куклы на Руси были не только детскими игрушками, но выполняли и некую символическую функцию, воплощали такие ценности, как жизнь, продолжение рода, здоровье, семья, труд, добро, красота и др. Создавали кукол из доступных природных материалов (дерево, береста, лоза, трава, солома и др.), а «одевали» в лоскуточки из одежды предков. Считалось, что ношеная материя хранит родовую силу и, воплотившись в кукле, передаёт её родным и близким – тем, кому дарили куклу.   

 На Владимирской земле традиционной куклой была столбушка – одна из самых простых народных тряпичных кукол. Она относится к типу кукол-закруток (скруток), которые «крутились» вручную (а не сшивались) из лоскутков ткани и ниток, без иголки. Ведь куклу-берегиню колоть недопустимо! По этой же причине не использовались и ножницы: кусочки ткани нужного размера отрывались руками. Считалось, что закрутка, «витьё» – ритуальное действие, имеющее защитные, продуцирующие функции, которые ассоциируются с зарождением, ростом, преумножением. Например, с рождением ребёнка, отсюда – термины «повивальная бабка», «свивальник» (лента для закрепления пелёнок). Кручение было также символом брака: термины «окручаться», «кручёнка» означали любовную связь, «округа», «скрута» – наряд невесты, приданое. Скрученные тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры, с выраженной грудью и талией.

В основе такой куклы должен быть столбик из любого материала – бересты, круглого чурбачка, палочки, обмотанной тряпочкой, просто из плотной льняной ткани, скатанной в валик.  Вероятно, отсюда и название куклы – столбушка. Во Владимирской губернии бытовало изготовление основы традиционной народной куклы из бересты. В этом заключалась главная особенность владимирской столбушки, что отмечается во многих источниках.

Береста была доступным материалом, так как берёза на территории Владимирского края произрастала практически повсеместно. Благодаря берестяной основе кукла-столбушка получалась устойчивой, могла крепко «стоять на ногах». 

Кроме того, в России берёза была символом женского начала. Она использовалась практически во всех обрядах на Троицу, которая традиционно считалась женским праздником. В свадебных обрядовых песнях невеста часто сравнивалась с берёзкой.  

Эта женская символика берёзы проявилась и в существовавшей в губерниях Центральной России традиции: 14 февраля (1 февраля по старому стилю), на Трифонов день, девушки «загадывали на жениха» с помощью рукодельной куклы, на берестяной основе которой писали имя суженого. Поэтому, на Владимирской земле к Трифонову дню девушки как раз и крутили владимирскую столбушку, чтобы подарить её своим избранникам.           

Святого мученика Трифона в народе почитали как покровителя семейного очага, любви и мира супругов. Считалось, что святой Трифон помогает супругам стать родителями. Сельские девушки молились Трифону о хороших женихах, ведь в феврале начиналось время зимних свадеб.  По народным приметам, если незамужняя девушка на Трифонов день, спросит у первого встречного мужчины его имя – так и будут звать её суженого.  Свадьба, назначенная на Трифонов день, сулила создание особенно крепкой семьи, а даваемые 14 февраля молодожёнами клятвы друг другу должны были защитить супругов от соблазнов. Если во время свадьбы на Трифонов день пойдёт снег, то это считалось хорошей приметой – к финансовому благополучию семьи.

История, традиции и обряды, технология изготовления владимирской столбушки были исследованы Л.Н. Чкаловой, ведущим специалистом ГАУК ВО «Областной Центр народного творчества». На протяжении многих лет Людмила Чкалова по крупице собирала сведения о традиционной народной кукле Владимирского края, восстановила аутентичную технологию, наработала собственные секреты мастерства и, по сути, стала автором современной столбушки. Она проводит мастер-классы по изготовлению народной владимирской куклы, сопровождая их интересными авторскими комментариями.

Например, Людмила Николаевна объясняет, почему кукол традиционно делали «безликими». Деревенские женщины считали, что в доме не должно быть лишних глаз.  Кукла без лица отрешена от живого человека, чтобы злые духи не могли ему навредить.  Она слепа, глуха и нема, сама в себе. Только в таком молчании и можно сохранить тайну рода, семьи. А ещё безликая кукла могла наделяться эмоциями, в зависимости от настроения её владельца в тот или иной момент времени.

Мастер Людмила Чкалова убеждена, что изготовление владимирской столбушки обладает определённой магией: куклы получаются у всех разными, так как каждая мастерица неосознанно воплощает в своём изделии себя саму, несмотря на условность и схематичность фигурки. Кроме того, при всей внешней схожести с куклами других регионов, владимирская столбушка олицетворяет такие черты характера жителей Центра России, как крепость духа, твёрдость, уверенность и основательность.

Пошаговое описание технологии изготовления владимирской столбушки (см. рисунок…):

  1. Пласт берестяной коры (примерно 10х25 см) помещают в кипяток, чтобы он стал мягким, скручивают его в трубочку («столбик») диаметром 3-5 см. Затем трубочку закрепляют посредине 2-3 витками ниток. Это «тело» куклы.
  2. Далее делают голову. Берут квадратик белой льняной ткани (примерно 15х15 см), чтобы кукла была белолицая, накрывают столбик «тела» по центру и делают четыре складки, формируя голову. Внутрь, под ткань, кладут льняной очёс (сегодня часто используют синтепон), чтобы голова получилась круглой. Противоположные углы лоскута укладывают вдоль берестяной трубочки. На уровне шеи, отступив примерно 5 см от верха, лоскут закрепляют 2-3 витками нити или жгута. Далее определяют, где будет перёд куклы, расправляют ткань и убирают лишние складочки назад, чтобы лицо было «без морщин».
  3. Под передний угол ткани подкладывают скрученный кусочек наполнителя (другой ткани, соломки, синтепона и др.), чтобы получилась грудь куклы. Это важная деталь, потому что грудь символизировала материнство. Затем 2-3 витками нити или жгута формируют талию. Получилась рубашка.
  4. Затем делают руки куклы и рукава рубашки. Кончики свободных боковых углов лоскута подгибают внутрь на 1 см. Далее, отступив от края на 0,5 см, закрепляют 2-3 витками нити, желательно красной, которая считалась обережной. Получились «ладошки» куклы и манжеты рубашки.
  5. Другой лоскут (примерно 7х10 см) оборачивают вокруг берестяного столбика поверх первого, закрепляют 2-3 витками нити посредине и выворачивают. Получилась нижняя юбка. Можно сделать несколько подъюбников, чтобы придать объём кукле, которая, символизируя будущую мать, должна быть «в теле».
  6. Цветной лоскут, желательно синий, оборачивают вокруг куклы лицевой стороной внутрь, перевязывают нитью по верхней точке груди, выворачивают и опускают ткань. Подсовывают под ткань две лямки, перекрещенные на спине. Получился сарафан, по образу того, который издавна во Владимирской губернии шили из кубовой набойки синего цвета. Вообще одежда куклы «повторяла» традиционный народный костюм.
  7. На голову кукле повязывают два цветных платка. Нижним синим треугольником закрывают лоб куклы и завязывают сзади. Верхний красный платок, желательно богато украшенный кружевом или вышивкой, оборачивают вокруг шеи, завязывают сзади. Замужние женщины на Руси всегда прятали волосы под платком.
  8. В завершение, из красивого лоскута ткани (он должен быть короче сарафана) делают передник, который завязывается под грудью куклы свитым из цветных нитей поясом-шнуром. Передник можно украсить вышивкой или цветной тесьмой.

Кукла готова. К одной её руке подвязывали нитью кусочек скрученной бересты, чтобы сразу было понятно, что это – владимирская столбушка.  На внутренней стороне берестяной основы смастерившая куклу девушка писала имя своего будущего жениха и дарила ему своё изделие как символ самой себя. Насколько хорошо, мастерски и с любовью сделана кукла – такова будет жена и хозяйка.

Автор: В. Королькова

Видео

От красногорской кадрили до владимирской столбушки… Постигая культурное наследие