Троицкая обрядовая игра «Кум, Кума и Подкумышек»

Троицкая обрядовая игра «Кум, Кума и Подкумышек»

Обрядовая игра «Кум, кума и подкумышек», бытовавшая во Владимирской губернии, – один из примеров многочисленных народных обычаев и ритуалов, приуроченных к Троицыну дню. 

Праздник Троицы (Пятидесятницы), который приходится на конец весны – начало лета, в народной традиции связан с оживлением природы, наполнением её силой и свежестью, а, значит, с обновлением жизни. Троицкие дни для крестьян средней полосы России были редким временем, когда поля и огороды уже засеяны, а убирать урожай еще рано. Тогда и проводились массовые гулянья, праздничные обряды и игры – как правило, на свежем воздухе, ближе к природе, шумно и весело.

Расцветающая природа, готовящаяся к плодородию, в народном представлении связывалась с женским началом. Поэтому Троица считалась женским праздником, в троицких обрядах участвовали преимущественно девушки и женщины.

Символом Троицы была берёзка, которая традиционно ассоциировалась с женским образом и противопоставлялась дубу, как мужскому дереву.  Берёзовыми ветками украшали жилища – от злых духов и напасти.  А само деревце, как символ юности и красоты, становилось центром разнообразных троицких обрядовых игр и ритуалов. Выбрав берёзку, девушки украшали её лентами. Именно на Троицу девушки плели венки из берёзовых веток, которые служили не только украшением, но символом любви и чистоты, а также оберегом от сглаза и невзгод. В завершение троицких обрядов берёзку приносили в жертву воде, чтобы вызвать дождь и ожидать хороший урожай.

В один из праздников троицкого цикла, в Семик (седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы), девушки, достигшие совершеннолетия, участвовали в обряде кумления – посвящения, принятия их полноценными членами в род. Вероятно, после этого девушки получали право вступать в брак, становиться женой и матерью. Как символ подготовки к замужеству, после кумления они меняли ленточку на головной убор – повязку.  Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между крёстными одного ребенка. «Покумиться» – значит породниться душой с близким человеком.

Обычно обряд кумления совершался в лесу, около берёзы: девушки разбивались на пары («кум» с «кумою»), обнимались, целовались и обменивались подарками через завитый на дереве из веток венок («завивание берёзки»). Мужчинам, как правило, запрещалось присутствовать при этом обряде, поэтому девушки брали с собой элементы мужского костюма (рубаху, шляпу и т.д.), которые надевала одна из них, выполнявшая в паре роль «кума».  

После кумления девушки шествовали по деревне, водили хороводы, пели песни, устраивали «в складчину» обрядовую трапезу, что закрепляло их новое сообщество. Главными блюдами были яйца, яичница, а также изделия из теста.

Заключённый обрядом девичий союз, правда, был недолгим. Как правило, на Троицу совершалось «раскумление»: девушки «развивали» берёзку (расплетали переплетённые до того ветви) или просто обламывали её ветви, снимали с деревца ленточки, возвращали взятые друг у друга в залог дружбы вещи, переставали звать друг друга «кумами». Это, однако, не означало, прекращения дружбы, которая могла длиться годами.  

Изучение традиционной культуры регионов России показывает, что троицкий обряд кумления имел свои нюансы в разных территориях и поселениях. Самобытными были, например, правила и действия троицкой обрядовой игры «Кум, кума и подкумышек», которая бытовала в д. Высоково Александровского района Владимирской области. Этот образец обрядово-игрового фольклора был зафиксирован летом 2007 г. в ходе фольклорно-этнографической экспедиции, организованной преподавателями и студентами Владимирского областного колледжа культуры и искусства (записан от местной жительницы Преловой Нины Николаевны, 1936 года рождения). 

Перед Троицей жители д. Высоково заранее собирали с каждого дома по ленточке для обряжения берёзки. На Семик девушки-подростки и деревенские ребятишки ломали берёзку и обряжали её, напевая:

Семик, Семик, Троица,
Пресвятая Богородица,
Ты на чём сюда приехала?
Я приехала на колышке
На оржаном зёрнышке.

Обряд кумления здесь отличался некоторыми особенностями. Каждому, кто идёт кумиться, давали окрашенное, как на Пасху, яйцо (на Троицкой неделе во Владимирской губернии это было распространено) и «куличико» – булочку с дырочкой внутри, наподобие бублика. После обряжения берёзки все участники игры делилась на группы по три человека, в которых распределялись роли: девушки – «кум» и «кума», а ребёнок – «подкумышек». Затем садились вокруг берёзы по группам и начинали кумиться. Каждый должен был через своё «куличико» поцеловать остальных двух: «кум» целует «куму» и «подкумышка», затем «кума» целует «кума» и «подкумышка», наконец, «подкумышек» целует «кума» и «куму». После кумления все ели «куличики» и яйца, пробуя друг у друга.

В Троицкое воскресенье, этой же компанией шли к берёзке совершать обряд «раскумления». С собой несли уже яичницу, завернутую в ткань, и там её съедали. Затем разряжали берёзку, все вместе несли её «в оржу» (в поле, засеянное рожью), но так, чтобы рожь не помять.  Завершалась обрядовая игра бросанием берёзки в воду – в пруд или в речку. Таким образом, по поверью, можно было проверить покровительство сил природы людям. Если утонет берёзка –  год будет тяжёлый, неурожайный, а если поплывёт или долго не утонет – благополучный, всё будет хорошо. 

В настоящее время троицкая обрядовая игра «Кум, кумушка и подкумышек» в д. Высоково Александровского района не воспроизводится. Однако сведения о ней – прекрасный материал для творческого воплощения фольклорными коллективами.

Извините! Раздел сайта работает в тестовом режиме и находится на стадии наполнения.