Троицкий игровой хоровод «Вождение репея»

Район бытования: Юрьев-Польский район
Троицкий игровой хоровод «Вождение репея»

В сёлах и деревнях средней полосы России Троицын день, означавший переход от весны к лету, был важным и любимым календарным праздником, который сопровождался многочисленными обрядами, традиционными играми, народными гуляньями. Один из самобытных образцов троицких обычаев – игровой хоровод «Вождение репея» в селе Подолец Юрьев-Польского района Владимирской области. Его описание было зафиксировано в ходе фольклорно-этнографической экспедиции преподавателями и студентами Владимирского областного колледжа культуры и искусства летом 2003 года (записан от старожила с. Подолец Пуловой Анны Алексеевны, 1916 года рождения).

Хоровод «Вождение репея» был девичьим и женским действом, что характерно для троицкого обрядово-игрового фольклора. В нём хоть и в шутливой форме, но чётко звучит мотив негативного отношения участниц игры к мужчинам. Отчасти это отражает запрет на присутствие мужей и парней во время свершения девичьих ритуалов. Но, вероятно, был и глубинный смысл: критический настрой к мужской половине общества отражал исторически сложившееся тяжёлое положение замужней женщины в традиционной русской семье. Социальные нормы требовали от неё быть молчаливой, трудолюбивой, верной исполнительницей воли своего мужа.  В обязанности же мужа и отца входило «поучение» домашних, зачастую состоявшее в рукоприкладстве, которому подвергались жена и дети. Парадоксально, но женщины видели в этом доказательство супружеской любви. Поговорка «Бьёт, значит, любит» сохранилась и по сей день. Самим же мужчинам общественное мнение прощало многие прегрешения – грубость и насилие в семье, измену, пьянство.

Что касается репейника, который был в центре троицкого игрового хоровода «Вождение репея», то это растение высоко ценилось в быту. Оно не только широко применялось в народной медицине, но и наделялось многочисленными чудодейственными свойствами. Репейнику народное поверье приписывало способность прогонять нечистую силу, защищать дом от кражи, пожаров и других напастей. Кроме того, считалось, что он привлекает деньги, удачу, благополучие, повышает работоспособность, выносливость. Репейник также наделялся силой, снижающей употребление мужчинами спиртного, склонность к изменам, скупость, а, значит, –  гармонизирующей отношения в семье.

Игровой хоровод «Вождение репея» исполнялся на следующий день после Троицы – в Духов день, когда завершались весенние народные гулянья.  Собравшиеся женщины шумной толпой шли по деревне, впереди несли большой украшенный куст репейника. Среди них брёл центральный персонаж игры – мужик-гуляка, а сзади бежали деревенские ребятишки, наблюдавшие за действом со стороны.  Процессия подходила к украшенной лентами берёзе, мужика привязывали к ней ужищем (толстой прочной верёвкой). Собравшиеся женщины наказывали его – символически стегали прутьями и кустами репея, бранили за прегрешения. При этом исполняли шуточные песни, в которых мужик обвинялся в таких грехах, как самодурство, пьянство, измена жене, жадность, за что его непременно надо проучить. Когда все претензии к обидчику были высказаны, его прощали, разматывали ужище, освобождали и весёлым хороводом шли по деревне.

Троицкий игровой хоровод «Вождение репея» в с. Подолец Юрьев-Польского района сегодня не воспроизводится. Материалы, описывающие его содержание, представлены в этнографических сборниках и могут быть использованы при постановке празднично-обрядовых действий в организациях культуры.

Пример песни, которую могли исполнять женщины в ходе троицкой игры «Вождение репея»:

1. Сижу я на печке, на задырожке.
    Хай-ну, хай-ну-ну, на задырожке.
2. Заплаты плачу я, приплачиваю.
    Хай-ну, хай-ну-ну, приплачиваю.
3. Всё мужа браню я, прибраниваю.
    Хай-ну, хай-ну-ну, прибраниваю.
4. Продай, муж, лошадку с каравейкаю.
    Хай-ну, хай-ну-ну, с каравейкою.
5. Купи, муж, шубейку с душегрейкою.
    Хай-ну, хай-ну-ну, с душегрейкою.
6. Пойду помолиться – все люди глядят.
    Хай-ну, хай-ну-ну, все люди глядят.
7. Чья это такая с барского двора?
    Хай-ну, хай-ну-ну, с барского двора.
8. С барского двора кривого жена.
    Хай-ну, хай-ну-ну, кривого жена.
9. Кривого жена, поедем по дрова.
    Хай-ну, хай-ну-ну, поедем по дрова.
10. Поедем по дрова, запрягайс сама.
      Хай-ну, хай-ну-ну, запрягайс сама.
11. Мужет чертовик, наклал воз велик.
      Хай-ну, хай-ну-ну, наклал воз велик.
12. Наклал воз велик, заехал в целик.
      Хай-ну, хай-ну-ну, заехал в целик.
13. В горку-то въезжает, подхлыстывает.
      Хай-ну, хай-ну-ну, подхлыстывает.
14. С горки-то съезжает, подсвистывает.
      Хай-ну, хай-ну-ну, подсвистывает.
15. В деревню он въехал, ребятам кричит.
      Хай-ну, хай-ну-ну, ребятам кричит:
16. «Ребята, ребята, кобылка добра,
      Хай-ну, хай-ну-ну, кобылка добра,
17. Кобылка добра велик воз везла,
      Хай-ну, хай-ну-ну, велик воз везла».
18. Продавай, муж, шубейку с душегрейкою.
      Хай-ну, хай-ну-ну, с душегрейкою.
19. Купи, муж, лошадку с каравейкою.
      Хай-ну, хай-ну-ну, с каравейкою.

Автор: В. Королькова