Зимние календарные песни Нижней Оки в исполнении Муниципального ансамбля фольклорной песни «Радуница»
Зимние календарные песни Нижней Оки – реконструкция песенной окской традиции, выполненная муниципальным ансамблем фольклорной песни «Радуница» (руководитель К.С. Васин) Межпоселенческого методического культурно-досугового центра Суздальского района Владимирской области. Она стала возможной в результате фольклорных экспедиций, осуществлённых участниками «Радуницы» в 2000-2010 годах в Меленковском, Муромском, Гороховецком районах, а также на основе исторических аудиозаписей зимних поздравительных песен: колядок, таусеней, виноградий.
Зимние обрядовые песни Нижней Оки являются уникальным и особо ценным явлением в русской фольклорной традиции, зародившейся в далёкие дохристианские времена. Особенности фольклора этого региона во многом определяются исторически сложившимся взаимовлиянием элементов традиционной культуры финно-угорских и славянских племён, нераздельно проживавших в этом регионе на протяжении многих веков. Более того, практически никогда здесь не прерывался процесс появления выходцев из разных этнотерриториальных групп, определяемый размещением этих мест на основных торговых путях России.
По имеющимся фольклорным записям, в Меленковском, Муромском, Гороховецком районах сохранились лишь отдельные образцы песенного комплекса Нижней Оки, связанного с обрядовыми обходами домов в период зимних Святок (колядованием): песни-виноградья, колядные и таусеневые песни.
Колядками принято считать обрядовые песни, исполняемые под Рождество. Однако в русском фольклоре колядки относились к его наиболее древней части – песням календарного цикла. Эти так называемые «посевные» колядки были связаны с языческим культом плодородия. Коляда (от древнерусского корня «кол», связанного с понятием «круг», «солнце») – славянское божество, которое славили в дни зимнего солнцеворота, ожидая после «умирания» солнца в декабре его «возрождения». Кроме того, Коляда – это славянское народное название рождественского Сочельника, переосмысленного в контексте христианской культуры. С Коляды начинались Святки (12 дней от Рождества Христова до Крещения). Поэтому основное содержание колядок – обращение к солнцу и силам природы, от которых во многом зависела жизнь крестьян-земледельцев, пожелания урожая, благополучия, достатка, здоровья.
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста…
В ответ на пожелания хозяева дома угощали исполнителей колядок блинами, пирогами, специально приготовленным печеньем в форме домашних животных и др. Мелодии языческих колядок, как правило, были очень простыми, одноголосными, чтобы их было легко запомнить даже детям, их основным исполнителям.
Разновидностью русских колядок были таусени (варианты: овсени, баусени и др.). Наибольшее распространение они получили в регионах средней полосы и севера России. На Владимирщине таусени широко бытовали в Меленковском, Муромском и Гороховецком уездах. Название «таусень» дано по типовому рефрену святочной песни: «Таусень, таусень!». (Либо: «Таусеня!»). Таусеневые песни практически ничем не отличались от колядок, кроме припева и того факта, что они исполнялись обычно в канун Нового года. Во всех разновидностях слова «таусень» («овсень», «баусень» и др.) корень тот же, что и в древнем названии января (просинец) – «сень» («синь»). Можно предположить, что одно из значений слова «таусень» – обрядовая песня в месяце просинце. В отличие от колядок, они адресовались каждому члену семейства по отдельности, а в конце мог исполняться «общий таусень».
Таусенька, карапулька, таусеня.
На горнушечке конёк, таусеня.
Про людей громко поёт, таусеня.
У Ивана жена хорошенькая, таусеня.
Она по двору идёт, таусеня.
…
Она речь говорит, таусеня.
Ровно свечка горит, таусеня.
Она пива-то не пьёт, таусеня.
Вина в рот не берёт, таусеня.
Нам, ребятам, сластей подаёт, таусеня.
Мы всем песню поём, таусеня.
Подарочков ждём, таусеня.
Пели их обычно дети-подростки, а в некоторых случаях и взрослые девушки. Одна из особенностей исполнения таусеней – форсированный звук, почти переходящий в крик. Как и колядки, таусени часто произносились речитативом, в быстром темпе, требующем активной артикуляции. До сих пор речитативные колядки и таусени недостаточно изучены в ритмическом и интонационном плане, что определяет особую ценность собранного в экспедициях и затем опубликованного фольклорного материала.
В северных регионах России были распространены святочные поздравительные песни – виноградья, главной особенностью которых было величание хозяев приходившими к ним весёлыми компаниями девушек и парней – славельщиков. Назывались эти песни по рефрену «Виноградье, виноградье красно-зелено!». Их можно было распевать не только в строго регламентированные дни, а в течение всего периода Святок. У восточных славян виноград был символом садового изобилия, олицетворял богатство, благополучие и любовь. Поэтому венчальные и свадебные сюжеты часто включались в тексты виноградий, а в северных территориях их пели даже на свадьбах.
Виноградье красно-зеленое мое!
Виноград, у Ивана-то сады расцвели.
Виноградье красно-зеленое мое!
Сады расцвели, разляпушилися.
Виноградье красно-зеленое мое!
Попросилася Поля во сад погулять.
Виноградье красно-зеленое мое!
Соловей-воробей – вор, обманщичек.
Виноградье красно-зеленое мое!
Обманул, проманул на чужую сторону.
Виноградье красно-зеленое мое!
Ко чужому отцу, к чужой матери.
Виноградье красно-зеленое мое!
Чужая-та мать мне не матушка.
Виноградье красно-зеленое мое!
Чужой-то отец мне не батюшка.
Виноградье красно-зеленое мое!
Виноградья были известны также в Муромском уезде. Здесь они пелись исключительно девушками, в то время как колядки были закреплены за детьми, а таусени – за мальчиками-подростками. Кроме того, в заречной стороне Муромского уезда существовало жёсткое разделение времени исполнения разных святочных песен: колядки – утром (причём здесь они могли звучать и в канун Нового года), таусени и виноградья – вечером.
Окские зимние календарные песни обладают выразительными смысловыми и эмоциональными оттенками, идущими от их функционального назначения. Строение поэтического текста при этом бывает различным – со строфическим объединением стихотворных строчек и без него, обычно с большим количеством рефренов. В мелодическом плане, чаще всего, это короткие куплетно-вариационные формы, которые отличаются многократным повторением попевки – мелодии, варьируемой при повторе. Окские фольклорные песни – это художественное целое, в котором смысловые акценты стиха подчёркиваются в музыке, согласуются с хореографическими компонентами, поведением и действиями исполнителей.
Зимние календарные пени Нижней Оки – колядки, таусени, виноградья – в последнее десятилетие пополнили репертуар ансамбля фольклорной песни «Радуница» (руководитель К.С. Васин), основным направлением деятельности которого является изучение, сохранение и пропаганда музыкальной традиции Владимирского края. Сегодня ансамбль – один из немногих коллективов, который стремится к достоверному сценическому воплощению собранных им образцов народных песен. «Радуница» – постоянный участник народных праздников, массовых гуляний с обрядовыми действами. Своим искусством он знакомит людей, прежде всего детей, подростков, молодёжь, с подлинными образцами песенного и музыкального фольклора, способствуя поддержке жизнеспособных элементов традиционной культуры.