О лаковой миниатюре
Посёлок Мстёра, один из крупнейших в России центров традиционных художественных промыслов, известен, прежде всего, искусством мстёрской лаковой миниатюры, которая сформировалась на базе иконописного дела. Иконописание зародилось здесь ещё в конце XVII в. Созданию мстёрской школы иконописания содействовал Богоявленский монастырь, средоточие духовной жизни Богоявленской слободы (будущей Мстёры).
Мстёрские мастера отличались трудолюбием и виртуозностью письма. Сохранились документы конца XVII-начала XVIII вв. – «виды на отлучку», которые получали местные художники, крепостные князей Ромодановских, для производства иконописных работ в разных городах России и, прежде всего, в Петербурге и Москве. Так постепенно формировался новый центр иконописания в России. О широкой известности мстёрских мастеров свидетельствуют коллекции икон Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи.
Среди мстёрских иконописцев формировалась своя специализация. Были виртуозные мастера, так называемые «старинщики», которые занимались имитацией под старинные иконы, а также реставрацией старых икон. Работы таких художников стоили очень дорого. К середине XVIII в. появились так называемые «мелочные письма» – иконы с миниатюрными сценами и множеством деталей. Большинство же мастеров выполняли «расхожие» иконы со стандартными ликами и дешевыми ризами из фольги. Несмотря на невысокое качество, эти иконы в огромном количестве расходились по всей России и хорошо продавались.
Развитие фабричного производства окладов для икон и фольги в конце XIX-начале XX вв. делало продукцию более массовой и дешевой, но подрывало творческие начала иконописания. Промысел резко пошел на спад.
После 1917 г., когда рушились привычные представления о религии, иконописцы стали искать другие возможности применения своего мастерства. В 1923 г. девять иконописцев (Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин и др.) образовали артель «Древнерусская народная живопись», которая получила заказ на изготовление расписных братин, ковшей, поставцов, матрёшек для Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. Большую роль в организации артели и её дальнейшем развитии сыграл уроженец Мстёры, народный художник РСФСР Ф.А. Модоров.
К 1930 г., благодаря товарищеской помощи мастеров подмосковной Федоскинской артели, используя опыт художников Палеха, бывшие мстёрские иконописцы выработали свою виртуозную технику миниатюрной живописи. Они стали изготовлять шкатулки разных размеров и форм из папье-маше, расписывать их темперными красками, приготовленными, как в иконописи, по старинным рецептам на яичной эмульсии, покрывать лаком по особым технологиям. В 1931 г. возникла новая артель «Пролетарское искусство», преобразованная в 1960 г. в фабрику. К 1950-м годам сложились основные особенности стиля мстёрской лаковой миниатюры.
Мстёрская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Это проявляется, в частности, в условности композиций – ярусность построения, равномасштабность фигур, объединение разновременных событий. Для произведений характерен яркий декоративный колорит с единством общего тона композиции. Это отличает мстёрскую миниатюру от палехской, выполняемой на чёрном фоне. Ещё одна её особенность – полоска тонкого золотого орнамента, обрамляющая изображения. Темы миниатюры разнообразны: исторические, сказочные, былинные, песенные сюжеты, архитектурные памятники и даже сцены из повседневной жизни.
С 1998 г. во Мстёре работает Производственный кооператив «Центр традиционной мстёрской миниатюры», сформировавшийся на базе фабрики «Пролетарское искусство». Он выпускает широкий ассортимент изделий с лаковой миниатюрой: шкатулки разных размеров и форм, пудреницы, записные книжки, браслеты и др.
Для производства лаковой миниатюры в Мстёре осуществляется профессиональная подготовка художников традиционного народного искусства. Ещё в 1932 г. на базе иконописных мастерских было организовано Мстёрское художественное училище. В настоящее время это – Мстёрский институт лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова, филиал Высшей школы народных искусств.
Мстёрская лаковая миниатюра самобытна по технике письма, методу создания художественных образов и отнесена к изделиям народных художественных промыслов. Уникальные коллекции мстёрской лаковой миниатюры – работы её основоположников и произведения современных художников-миниатюристов – представлены в экспозициях Мстёрского художественного музея, в музее «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка» во Владимире и др.