Назад на страницу ремесла

Обрядовые куклы

На Владимирской земле, как и по всей Руси с древних времён самодельные тряпичные куклы были не только детскими игрушками, но выполняли и некую символическую функцию: использовались для обрядов и служили оберегами. Создаваемые людьми, куклы  являются частью культуры народа, сохраняют его характерные черты и самобытность. Традиционные обрядовые куклы воплощают такие ценности, как  жизнь, продолжение рода, здоровье, семья, труд, добро, красота и др. Обрядовых кукол почитали, размещая их на самых важных местах в избах, наделяя определённой защитной силой.  Кукол в доме мог быть не один десяток, они бережно хранились, передавались от старших младшим, и даже были частью приданого.

Самодельные тканевые куклы являлись атрибутом основных семейно-бытовых и календарных обрядов. Их особенностью было то, что лицо оставляли белым. Безликая кукла считалась недоступной для вселения в неё злых сил. Лицо же наделяет поделку душой, делает её двойником конкретного человека, что может причинить ему вред при неправедном использовании куклы. Лишь в редких случаях лицо обозначали крестом (вышитым или нарисованным), который  как солнечный знак как раз и делал куклу оберегом. Кроме того, деревенские женщины считали, что в доме не должно быть лишних глаз.  Кукла без лица – слепа, глуха и нема, и только тогда она может сохранить тайну рода, семьи.

В большинстве случаев кукла – это образ женщины, поэтому прямую связь с ней имела, прежде всего, женщина. Условность и схематичность фигурки не мешали видеть цельный образ, который мог быть и девицей на выданье, и замужней женщиной. Куклы-обереги использовались по-разному. Например, когда в семье были ссоры, женщина, оставшись одна дома, открывала окна и как маленьким веником  «выметала сор из избы» куклой. Но и мужчины могли быть под защитой куклы: женщина снабжала мужа куклой, например, перед дальней дорогой, чтобы та охраняла его и напоминала о домашнем очаге. У каждого новорожденного ребёнка была в колыбельке самодельная куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу: такими куклами в семье обкладывали больного человека – для скорейшего выздоровления.

Обрядовые тряпичные куклы делались из различных материалов (ткань, береста, солома и др.) с использованием старинных техник и технологий. Кукла-закрутка (скрутка) – одна из самых простых народных кукол-оберегов. Считалось, что закрутка, завивание – ритуальное действие, имеющее защитные продуцирующие функции, которые ассоциируются с зарождением, ростом, преумножением. Витье связывали, например,  с рождением ребёнка  - «вить», «повивальная бабка», «свивальник» (лента для закрепления пелёнок). Кручение было символом брака: термины «окручаться», «кручёнка» означали любовную связь, «округа», «скрута» – наряд невесты, приданое.

В основе такой куклы-скрутки должен быть «столбик», который делали из чего угодно: бересты, круглого чурбачка, палочки, обмотанной тряпочкой, просто из плотной льняной ткани, скатанной в валик. Отсюда и название такой куклы – столбушка.  Главной особенностью этой куклы было её изготовление без иголки с ниткой. Ведь куклу-берегиню колоть недопустимо! По этой же причине не использовались и ножницы: кусочки ткани нужного размера отрывались руками.  Все элементы кукольной одежды выполнялись из лоскутов ткани, оставшихся от шитья или от старой изношенной одежды. Стягивая кукольное тельце нитками, выделяли пропорции фигуры: голова, талия, руки. Одежда куклы копировала традиционный народный костюм: сарафан, рубашка, поясок, головной убор.

Технология изготовления владимирской куклы-столбушки из бересты

Во Владимирской губернии бытовало изготовление традиционной народной куклы из бересты – «владимирская столбушка». Вообще, берестяные работы в нашем крае были распространённым делом, так как берёза произрастала практически на всех территориях.   Благодаря берестяной основе кукла-столбушка получалась устойчивой, могла «стоять».  Кусок берестяной коры (примерно 10х25 см) помещали в кипяток, чтобы он стал мягким и легко скручивался в трубочку диаметром 3 см. Затем трубочку закрепляли посредине нитками.

Далее квадратиком белой ткани  (примерно 15х15 см), чтобы у куклы было белое лицо, накрывали скрутку по центру и делали четыре складки, формируя голову. На уровне шеи (примерно 2 см от верха) лоскут закрепляли 2-3 витками нити. Чтобы голова получилась круглой, её наполняли льняным очёсом, сухими травами, соломой, даже волосами. Вдоль берестяной трубочки укладывали противоположные углы лоскута. Под передний угол ткани подкладывали кусочек наполнителя (другой ткани, соломки и др.), чтобы получилась грудь куклы. Затем 2-3 витками нити формировали талию. Другой лоскут (примерно 7х10 см) оборачивали  вокруг берестяного столбика поверх первого и закрепляли 2-3 витками нити. Получалась рубашка и нижняя юбка. Боковые свободные концы основного лоскута загибали внутрь, отступив от краёв на 0,5 см, и закрепляли 2-3 витками нити, чтобы получились руки. Из цветных лоскутов мастерили сарафан и фартук, которые крепили на поясе куклы витым из цветных нитей поясом-шнуром. В завершение, на голову кукле повязывали цветной платок.

Во Владимирской губернии у девушек была традиция загадывать на жениха с помощью берестяной куклы-столбушки: 14 февраля (1 февраля по старому стилю) на бересте писали имя суженого.


В Центре России, в том числе и во Владимирской губернии, изготавливали множество тканевых кукол-оберегов  для разных семейно-бытовых событий и обрядов. Назовём самые распространённые из них.

«Зольная кукла»  – одна из самых ранних кукол-оберегов, которая охраняла семейное благополучие и домашний очаг. Для её создания использовалась зола из домашнего очага, которой наполнялась головка куклы. Это была единственная кукла без головного убора и волос. Она часто передавалась от матери к дочери, когда та выходила замуж, как символический опыт предков, и считалась связующим звеном между двумя родами. Кроме того, зольная кукла создавалась при переезде на новое место, чтобы из старого дома забрать силу очага.

«Неразлучники» – свадебная кукла, которую дарили молодым, как символ соединения в супружеской паре женского и мужского начал, как неразрывного целого. Кукол обычно изготовляли подруги невесты из лоскутов преимущественно белой и красной ткани, используя также обрывки разноцветных нитей.

«Мировое дерево» – свадебная кукла, символизирующая единство мира, дерево жизни, родовое дерево, ветвями которого должна была стать молодая семейная пара.  Поэтому её делали на берёзовой ветке-рогатине (в палец толщиной и примерно 15 см длиной) с двумя развилками: на одной размещалась кукла-жених, на другой – невеста. «Мировое дерево» подруги невесты делали без сшивания иглой, «чтобы счастье не зашить», и следили, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга.  

Куклы-обереги «Десятиручка», «Коза», «Колокольчик» и др. (Ремесленная ярмарка Владимирской области, 15.11.2019 г., ОДКиИ)

«Десятиручка»  – предназначалась для помощи девушкам, готовящим своё приданое, а также женщинам – в делах по дому, где всегда должен быть порядок и достаток.  Часто такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.

«Кукла Коза» – символ жизненной силы, благополучия, богатства, плодородия. «Рожками» Козе служили поднятые вверх тугие косы куклы. Обычно Козу одевали в яркое платье, а сверху – тулуп.  На кукле крепились обрядовые предметы: дудочки, бусы, серьги, мешочки с подарками,  деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла Коза обязательно использовалась в обряде святочно-рождественского колядования (обхода дворов ряжеными). Коза также являлась оберегом хорошего настроения.

«Колокольчик» – кукла добрых вестей, которая символизировала радость в доме, оберегала хорошее настроение. С древних времен люди верили, что звон колоколов оберегает от тяжких и смертельных болезней. Обязательный атрибут куклы – три юбки в форме колокольчика, как символ тройственной природы человека (биологической, психологической  и культурной). Юбки должны быть круглыми, как солнце, а складки на них – как солнечные лучи. Одна юбка придаёт телу здоровье, другая – приносит душе покой, третья – наполняет сердце счастьем. Со временем, на кукле стали закреплять маленькие колокольчики. Считалось, что если подвесить эту куклу-колокольчик в помещении, то там никто и никогда не будет ссориться.

«Крупеничка» («Зерновушка») – оберег на сытость и достаток в доме.  Её делали после уборочной страды и наполняли отборным зерном нового урожая. Куклу-мешочек наряжали и ставили на ларь с мукой до следующего посева, когда первые горсти отборного зерна брали  именно из Зерновушки. Также считалось, что эта кукла поможет женщине стать матерью.

«Кубышка-Травница» – кукла-оберег, которая «следила», чтобы в дом не проникли болезни, а воздух в избе был чистым и ароматным.  Для этого мешочек-юбку куклы набивали душистыми лекарственными травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. От Кубышки-Травницы исходила теплота, её подвешивали в доме над колыбелью ребенка, давали играть детям, ставили около кровати больного.

«Пеленашка» – кукла-оберег, которую делала женщина, ожидавшая рождения ребёнка. Поэтому кукла похожа на младенца в пелёнках. Она должна была хранить ещё не родившегося ребенка, а также помогать роженице. Когда ребёнок появлялся на свет, Пеленашку клали в колыбель, чтобы  уберечь его от дурного глаза и болезней, сохранить его сон и покой. Несколько таких куколок вешали над колыбелью, чтобы малыш мог в них поиграть. Пеленашки сопровождали ребёнка до крещения, а затем убирались в сундук и использовались только во время болезни ребёнка.


В русской народной традиции обрядовые куклы использовались при многочисленных календарных праздниках. Вот некоторые из них.

«Коляда» – обрядовая кукла при праздновании Рождества Христова.  Она была обязательным атрибутом рождественских колядок и символизировала солнце и добрые отношения в семье. Коляда изображалась как дородная, нарядно одетая женщина. К её поясу подвешивались мешочки с хлебом и солью.  За пояс заткнут веник, которым Коляда «отгоняла нечистую силу».

Колядующие ходили с куклой по домам, от её имени желали счастья и благополучия хозяевам, пели радостные, прославляющие их песни.

«Масленица»  – символ обновления, проводов зимы и встречи весны, кукла, которая помогала изменить жизнь к лучшему.  В разных местностях делали разнообразные куклы-чучела Масленицы, разных размеров и обликов, наряжали её и в праздничные одежды, и в отрепья.  В центральных губерниях России бытовала домашняя Масленица, которая символизировала достаток и здоровое потомство молодой семьи.  Она представляла собой небольшую, высотой 20-25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Считалось, что если семью замучили беды и несчастья, достаточно лишь изготовить Масленицу и сжечь её, после чего всё переменится к лучшему.

«Купавка» – обрядовая кукла одного дня, которая бытовала во Владимирской и соседних губерниях. Она олицетворяла собой начало купаний на праздник Ивана Купалы. Технология изготовления Купавки была очень проста: две палочки разной длины связывали крест-накрест, на верхней части креста укрепляли голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивали руки куклы, делали 2-3 витка нитью на шее, руках и поясе куклы. Из яркой ткани или тесьмы делали лямки сарафана, надевали на куклу юбку, платок,  пояс, а к рукам  привязывали яркие нити.  Купавку сплавляли по воде, и считалось, что нити, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

«Кузьма и Демьян»  – обрядовые куклы, которые использовались на день Кузьмы и Демьяна (14 ноября), праздник кузнецов. Считалось, что святые Косьма и Доминиан были братьями-кузнецами, которые также лечили людей, но не брали денег за свою работу. Куклы, символизирующие их,  изображались  с соединёнными руками, в фартуках, к которым прикреплялись маленькие кузнечные инструменты. Кузьма и Демьян были призваны приносить в дом порядок, благо и здоровье. Их помещали над рабочим местом и оставляли до Кузьминок следующего года.

В настоящее время традиционные обрядовые  куклы  и куклы-обереги получают подлинное возрождение, позволяя современным людям приобщиться к культуре русского народа. Изучением технологий и символики этих кукол, их изготовлением сегодня занимаются мастера Владимирского Областного Центра народного творчества, а также многих районных домов народного творчества. Большую популярность у взрослых и детей, жителей Владимирской области и многочисленных туристов получают мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов, которые проводятся как на базе домов народного творчества, так и во время ремесленных выставок и ярмарок. Самодельные куклы-обереги являются прекрасными сувенирами, дающими представление о народных обрядах и символах.

Автор: В. Королькова