Русский народный костюм
Одежда – это неотъемлемая часть культуры народа, отражает его историю и традиции. Народный костюм формируется под воздействием климата, географического положения, хозяйственного уклада, рода деятельности и мировоззрения людей. Кроме того, народная одежда всегда несла информацию о социальном статусе человека, подчёркивала возрастные и семейные особенности.
Для русского народного костюма было характерно наличие многих элементов и слоёв. Именно детали подчас отличали одежду жителей того или иного региона России. Издавна на Руси для изготовления одежды использовали натуральные ткани: домотканое полотно из хлопка, льна, сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками, часто в яркие цвета (преобладал белый, синий и красный цвета), богато украшали тесьмой, бисером, вышивкой.
В русском народном костюме соблюдалось чёткое деление на повседневную, праздничную и обрядовую одежду (для свадьбы, церкви, похорон и др.). Повседневная одежда была достаточно простой, состояла из самых необходимых элементов, шилась из недорогих, но прочных тканей. Для сравнения, повседневный женский наряд мог включать всего семь предметов, а праздничный – до двадцати. Праздничная одежда была богато декорирована с использованием шёлковых и золотых ниток, бисера, шилась из дорогих парчовых тканей, которые в конце XVIII в. стали проникать в крестьянскую среду. Часто на создание одного костюма уходило больше года. Праздничный наряд был настоящим сокровищем для семьи и передавался из поколения в поколение.
На Руси выделялось два основных вида женского костюма: сарафанный комплекс, характерный для северных и центральных регионов, и понёвный, южнорусский (понёва – женская юбка, состоящая обычно из трёх кусков ткани, с богато украшенным подолом). Сарафаны различались по тканям и покрою (глухие, распашные, на лямках, со швом впереди или на пуговицах и пр.). Материалы этнографических экспедиций показывают, что во Владимирской губернии в XVIII в. были распространены косоклинные распашные старообрядческие сарафаны на цветном подбое (подкладка часто декорировалась ручной масляной набойкой), с образующимися за счёт покроя красивыми фалдами.
Основой женского наряда была длинная рубаха-«долгорукавка», которая одевалась под сарафан. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие – из шёлка. Часто шились составные рубахи – из разных тканей. Они украшались оторочкой или вышивкой.
Женский народный костюм Владимирской губернии отличался скромностью, доминировали практичные ситцевые ткани. Однако использовалось множество деталей, которые отличали повседневные и праздничные владимирские наряды: ленты для отделки сарафанов – ручного узорного ткачества и сшитые из барановских ситцев, шнуры ручного плетения, сотканные на дощечках пояса (подчас для изготовления пояса требовалось сорок и более дощечек) с простыми узорами (полоски, «ёлочки», ромбы). Пояса не просто выполняли утилитарную функцию (ими подвязывали сарафан, нижнюю рубаху, юбку, штаны), но были атрибутом народного костюма, без которого ходить считалось неприличным (русское слово «распоясаться» означает утратить сдержанность, неподобающе себя вести). Кроме того, пояс использовался как оберег, защита человека от злых сил.
Обязательным элементом народного костюма был головной убор, который завершал весь наряд. Различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи – венцы, повязки (во Владимирской губернии – с широкой лентой сзади), коруны, платки – оставляли часть волос открытыми. Часть девичьего головного убора составляли накосники (вышитые бисером, шёлком, украшенные лентами и пр.). У замужних женщин волосы полностью прятались под головным убором – кикой, кокошником (обычно обрядовым или праздничным), сорокой. Во Владимирской губернии в XVIII-XIX вв. повседневно женщины использовали сороки, состоявшие из двух частей – очелья (передняя часть), обычно вышитого геометрическим орнаментом, и «хвоста» (задняя часть) из однотонного материала.
Глубоким исследованием на основе архивных и экспедиционных материалов и восстановлением народной одежды во Владимирской области долгое время занималась созданная в 1994 г. Областная школа «Народный костюм. Материалы. История. Технология». Большую работу по изучению, воссозданию и популяризации традиций народного костюма Владимирской губернии, центра и севера России ведут Областной Центр Народного творчества, Судогодский, Муромский и другие районные дома народного творчества. Мастера декоративно-прикладного искусства О.В. Чемоданова, Н.Д. Кондрашина, И.Ю. Крапивина по подлинным образцам и старинным рисункам изучают технологии изготовления (особенности кроя, ткани) и оформления народного костюма, особенности его элементов (поясов, шейных украшений, головных уборов), а также вручную воссоздают традиционную одежду. Работы этих мастеров находятся в коллекции ОЦНТ, представлены на всероссийских и региональных выставках, фестивалях-конкурсах.