Назад на страницу ремесла

Ручное ткачество

Ручное ткачество

Ручное ткачество – один из самых древних и  распространённых ремёсел практически на  всех российских территориях, в том числе, и на Владимирской земле. Ручное ткачество – производство ткани с помощью различных устройств, в том числе простых станков, на которых закреплены нити основы, но сам процесс создания ткани осуществляется ткачами вручную, несмотря даже на некоторые удобства ткацкого стана для работников. До конца XIX-начала XX веков домашнее ткачество сохранялось в русской деревне. «Какова нить, такова и жизнь» – говорили в народе, подчёркивая исключительное значение ткачества в жизни крестьянской семьи. В крестьянских хозяйствах производили половики, покрывала, скатерти, полотенца, занавески, простые ткани для одежды, пояса и пр. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Для тканья поясов и тесьмы применяли простейшие инструменты – бёрдышки и дощечки.

Ткачество в большинстве крестьянских семей на Руси считалось обязательным женским занятием, которому девочку обучали с детства. Прозвище «не ткачиха» считалось обидным, ведь каждая девушка должна была приготовить себе приданое – все многообразие домотканых элементов быта и одежды. Женщины достигали высокого уровня ткацкого мастерства, которое бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение.

Ткачество имело приоритетное значение среди кустарных промыслов Владимирской губернии вплоть до первой четверти XX в. Преобладали такие его виды, как выделка нанки, миткаля, льняных и шерстяных тканей.  В западных уездах губернии кустари осваивали ручную выделку шёлковых тканей, плиса.

Использовались различные технологии ручного ткачества. Во Владимирской губернии был широко распространен простейший вид ткачества на дощечках, который появился исторически задолго до ткацкого станка.  Таким образом ткались, например, пояса – декоративные и обрядовые – без которых был немыслим русский народный костюм. Дощечки – это приспособления для ручного ткачества в виде пластинок из различных материалов (глины, металла, кости, дерева) с отверстиями по краям. В отверстия дощечек в определённой последовательности и положении пропускались нити основы. Один конец основы привязывался к неподвижному предмету, другой – к поясу ткачихи. При повороте дощечек на одну четверть в направлении «от» или «к» мастерице менялся зев, в который каждый раз прокладывалась уточная нить. Для тканья применялось обычно чётное количество дощечек, при этом от количества дощечек зависела ширина пояса (чем больше дощечек, тем шире пояс). Количество дощечек могло доходить до 8-12 штук. Сотканные таким образом пояса имели двусторонний рисунок. В этнографических поясах основой чаще всего служила шерстяная пряжа, утком – льняная нить.

Практически повсеместно во второй половине XVIII в. во Владимирской губернии крестьянки  создавали необходимые в быту сотканные на ручных станках половики. Объектом нематериального культурного наследия сегодня признана самобытная техника многоуточного тканья половиков, которая бытовала в Камешковском  уезде  Владимирской губернии. В многоуточном ткачестве использовались несколько утков и, соответственно, разные нити утка в ткани. С помощью этой технологии создавались, чаще всего, половички, коврики и пр.  Этот вид ручного ткачества называют ещё способом тканья вертикальными полосами, при котором создаются более определённые по форме и яркие по цвету изделия. Техника многоуточного тканья позволяла выполнить на половиках любые линии – прямую, кривую, круг, овал и др. Камешковские крестьянки предпочитали украшать половики ромбами, причём даже двойными и тройными. 

Образец камешковского половика,
выполненного в технике
многоуточного тканья

Для основы брались хлопчатобумажные белые нити, по 5 нитей скрученных веретеном  в одну пасму (клубок ниток для основы). Для утка использовалась нарезная ткань контрастного цвета, которая сматывалась в небольшие клубки. Один конец каждого утка закреплялся в основе, а второй  оставался свободным, находясь поверх её. Уточные нити всегда прокладывались  в одном направлении – слева-направо.

Во многих территориях Владимирской губернии к XIX в. получило развитие узорное ткачество на ткацком станке, когда создавались изделия, украшенные геометрическим орнаментом путём переплетения белых и цветных нитей. Тканые узорные полотенца, скатерти и другие предметы часто были связаны с различными обрядами и праздниками, а узоры на них являлись древними символами-оберегами.

Узорное ткачество называется браным (от слова «брать»), когда нити основы ткани, в соответствии с расчётом узора, «пробираются», то есть поднимаются или опускаются с помощью заострённой дощечки-бральницы или иглы-бральницы, а дополнительный узорный уток проводится от кромки до кромки ткани. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого, обычно красного, цвета. Техника браного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

Объектом нематериального культурного наследия признан феномен одностороннего двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии. Этот вид ткачества (разновидность традиционного узорного ткачества) бытовал с 1860-1870-е годов до 1920-х годов  во многих деревнях Вязниковского, Гороховецкого, Муромского уездов, в приклязьменской полосе. Он проник и закрепился в крестьянских хозяйствах под влиянием фабричных технологий в регионах с интенсивно развивающейся во второй половине XIX в. текстильной промышленностью, в частности, на востоке Владимирской губернии. 

Образец узора полотенца,
выполненного в технике двухуточного
браного ткачества

Данная поздняя разновидность узорного ткачества отличается тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым – узорным – утком, в качестве которого на востоке Владимирской губернии использовали преимущественно белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. Изнанка изделия имела совершенно иную структуру, чем изнанка при традиционном двухуточном браном ткачестве. Это достигалось тем, что в «односторонней» технологии узор выбирался при раскрытом ткацком зеве (нажатой подножке ткацкого стана) на половине нитей основы, например, чётных нитях, приведённых в верхнее положение (на верхнем цепу), в отличие от традиционной технологии, при которой узор выбирался по всем нитям основы создаваемой ткани.

Многие изделия (прежде всего, полотенца), сотканные в технологии двухуточного браного ткачества, имели достаточно жёсткие декорированные концы, что делало их более выигрышными в качестве обрядово-праздничных, например, свадебных атрибутов. Они имели сложные узоры (в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев, ромбов),  выполненные белым утком на разбелённо-розовом фоне (за счёт применения тонкого красного нелиняющего хлопчатобумажного рабочего утка). Это придавало изысканность и праздничность изделиям ткачих Владимирской губернии.

Несмотря на то, что в сельский обиход всё шире входили ткани фабричного изготовления, вытеснявшие ручные изделия, домашнее  ткачество бытовало в крестьянской среде Владимирской губернии вплоть до середины XX в. Владимирский Областной центр и районные дома народного творчества на протяжении многих лет ведут работу по возрождению и сохранению традиций местных технологий тканья половиков, ручного узорного ткачества и пр. Современные мастера-ткачи из Вязниковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Камешковского, Меленковского, Муромского и других районов, используя вековой опыт своих предков, сегодня создают красивые, подлинно народные изделия, которые высоко ценятся не только  у жителей нашего края, но и у многочисленных гостей и туристов, и активно используются для украшения современных интерьеров. 

Автор: В. Королькова