О владимирском рожке
Пастушество было одним из древних и распространённых промыслов Владимирской губернии (особенно в селах Камешковского, Суздальского, Юрьев-Польского, Кольчугинского, Ковровского уездов). С апреля и до конца октября, взрослые и подростки зарабатывали себе на жизнь этим трудом.
Пастухи использовали рожки для подачи сигналов во время работы: звуком рожка пастух собирал стадо, пас его и охранял. Во время отдыха на рожке исполнялись несложные наигрыши. Пастушеские рожки приобрели большую популярность у народа, особенно в крестьянской среде.
Народные мастера изготовляли рожок не просто как пастуший атрибут, а как вполне самостоятельный музыкальный инструмент. Как правило, они использовали берёзовые, кленовые, можжевеловые заготовки, длина которых варьировалась от 36 до 85 см. Затем продольно их раскалывали, полукруглыми стамесками выбирали древесину, просверливали (или прожигали) шесть игровых пальцевых отверстий, оплетали распаренной берестой две обработанные половинки. Небольшое углубление в начале ствола служило мундштуком. Раструб делали конической формы из жести или натурального коровьего рога. Наилучшими звуковыми качествами, по утверждению современных музыкантов, обладают можжевеловые рожки. Традиционная технология изготовления передаётся из поколения в поколение и в наши дни. Каждый новый инструмент получал окончательную обработку в процессе использования. Поэтому старые рожки (на которых уже играли) ценились больше новых.
Выделяют две основных разновидности рожков (по исполнению) – ансамблевые и сольные. Ансамблевые рожки: малый рожок, который в народе называют «визгунок», длиной 32-36 см, и большой, так называемый «бас» («басок»), длиной 60-83 см. Они всегда настроены относительно другого в октаву и имеют минимально и максимально возможный размер. Для сольной игры обычно используется рожок средних размеров (50-60 см), в народе называемый «полубасок». Он редко встречается, так как не строит с другими видами рожков в ансамбле.
Как музыкальный инструмент, пастушеский рожок получил широкое распространение в селах центральной России. Особую популярность в середине XIX в. приобрели музыканты-рожечники Владимирской губернии. Весной вместе со своими рожками они выезжали на сезонные работы в села других губерний. По сути, сформировался целый отхожий промысел владимирских рожечников. Они были непременными участниками праздников в селах, выступали и на городских ярмарках. Ансамбли, составленные из музыкантов-рожечников, стали называться «хорами».
В начале 1870-х годов в деревне Мишнево Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Камешковский район) крестьянином Николаем Васильевичем Кондратьевым был создан оркестр рожечников, состоящий из 12 пастухов различных сел – Мишнево, Суслово, Горки, Берково, Остров, Машково, Симаково. Эти неграмотные люди были хорошими музыкантами, которые играли по памяти и свободно импровизировали. Первые выступления «хора» рожечников проходили в основном на праздниках и гуляньях в соседних губерниях.
Особый успех пришёл к крестьянским музыкантам в Петербурге летом 1883 г. Слава о них дошла и до императорского двора: они были приглашены в Петергоф и имели честь играть для самого Александра III и его семьи. В 1889 г. владимирские рожечники выступали на Всемирной промышленной выставке в Париже. Весной 1892 г. хор Кондратьева был приглашён на двухмесячные гастроли в Париж. Сохранилось историческое фото во французском журнале: 12 бородачей в цилиндрах, широких балахонах и лаптях, к губам каждого прижат пастуший рожок. Рожечникам приходилось демонстрировать мозоли на руках, доказывая восторженным зрителям, что они не переодетые артисты из консерватории, а настоящие крестьяне. Но закончились парижские гастроли печально: брошенные на чужбине сбежавшим антрепренёром, без гроша в кармане, без знания иностранных языков, мужественные и сильные крестьяне-музыканты пешком прошагали всю Европу, добираясь до родного дома.
В 1896 г. владимирские рожечники с большим успехом выступили на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, что было отмечено в прессе. На их искусство и верную передачу напевов русских песен тогда обратил внимание начинающий писатель Максим Горький. В 1902 г. владимирские рожечники своим творчеством покорили посетителей Всероссийской кустарной выставки в Петербурге.
Владимирскими рожечниками Н.В. Кондратьев руководил до начала XX в., передав потом эту роль своему ученику и участнику хора П.Г. Пахареву. Уже в советское время хор рожечников выступал на владимирских губернских совещаниях и конференциях. В 1923 г. рожечников тепло принимали на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве. После смерти П.Г. Пахарева в начале 30-х годов XX в. коллектив распался.
В 1936 г. А. В. Сулимов, уроженец села Вышеславское Суздальского уезда, виртуозный рожечник, вновь создал хор из суздальских, ивановских и ковровских рожечников, который находился на службе в РККА, а затем был включён в состав Ансамбля песни и пляски Московского военного округа. Репертуар хора рожечников А.В. Сулимова состоял преимущественно из русских народных песен, но были и военно-патриотические произведения, например, знаменитая «Катюша».
Владимирские крестьяне-рожечники своим самобытным творчеством способствовали развитию народной музыки. Пастушеский рожок стал именоваться «владимирским», благодаря славе Н.В. Кондратьева и его рожечников, хотя распространён был во многих губерниях. «Владимирский рожок» и «владимирские рожечники» как особые понятия включены во все энциклопедические словари. На гербе Камешковского района Владимирской области, малой родины владимирских рожечников, изображён пастуший рожок.
Традиции музыкального искусства хоров рожечников Н.В. Кондратьева, П.Г. Пахарева, А.В. Сулимова на Владимирской земле сегодня сохраняет и развивает ансамбль «Владимирские рожечники» Областного Центра народного творчества (руководитель – Александр Лебедев, лауреат Премии Правительства России «Душа России»). Старинная музыка владимирских рожечников в исполнении этого ансамбля внесена в Единый реестр нематериального культурного наследия Владимирской области.