Назад на страницу ремесла

О мстёрской вышивке

О мстёрской вышивке

Один из широко известных народных художественных промыслов Владимирской земли – мстёрская вышивка. Искусство вышивальщиц Мстёры  известно с XVII в.  По преданию,  мстёрская вышивка белой гладью зародилась в женском монастыре Иоанна Милостивого в Богоявленской слободе (будущая Мстёра). Искусство вышивальщиц было бережно  сохранено на протяжении веков и развито как направление современного декоративно-прикладного искусства.  

Белая гладь – непохожая на другие техники и одна из самых нарядных вышивок белыми нитками по белому полю хлопчатобумажных тканей. Её отличало то, что она шилась по рисованному контуру с использованием разнообразных растительных элементов, заполняющих поверхность ткани. Искусные мастерицы достигали сложных свето-тоновых переливов белого цвета.  

Мстёрская вышивка белой гладью славится тем, что изделия с ней, не имея лица и изнанки, красиво смотрятся с обеих сторон. Изящные мелкие узоры растительного орнамента, ажурные изображения человеческих фигур и архитектурных форм искусно создаются мстёрскими мастерицами. Считается, что этой сложнейшей техникой в совершенстве владеют именно вышивальщицы Мстёры, продолжая художественные традиции прошлого.

Во второй половине XIX в. белая гладь из домашнего ремесла превратилась в развитый промысел, который был сконцентрирован во Владимирской губернии  во Мстёре, Холуе (ныне – Ивановская область) и других селах. Вышитые здесь изделия, выполненные часто по заказу, вывозились на продажу в Москву, Петербург, другие города России и даже за границу.

Начало современному промыслу положила организованная в 1923 г. «Образцовая артель художественной вышивки» (позже – Строчевышивальная фабрика имени Н.К. Крупской). С конца 1930-х годов сократился экспорт дорогостоящих изделий с ювелирной белой гладью, что дало толчок поиску новых техник вышивки. Вышивальщицы Мстёры обратились к цветной декоративной вышивке (цветная гладь), которая получила название «владимирский шов».  

Владимирский шов  исполняется так называемыми верхошвами – нитки слегка цепляются по линии контура рисунка, проходя лишь по поверхности ткани. Внешне он похож на белую гладь, покрывая поверхность ткани. Владимирский шов выполняется толстыми нитками, крупные стежки как бы лепят форму цветка или листика. Преобладающий яркий красный цвет оживляется небольшими вкраплениями синего, жёлтого, зелёного, которые напоминают перегородчатую эмаль.

Со второй половины XX в. мастерицы развивали орнаментальное направление вышивки, используя мотивы живой природы (причудливые цветы и травы, поющие птицы на ветвях яблонь и пр.),  обратились к сказочным сюжетам. Фабрика выпускала украшенные мстёрской вышивкой скатерти и столовые салфетки, покрывала, портьеры, женское бельё и  лёгкое платье, мужские рубашки.

В 2003 г. строчевышивальная фабрика преобразовалась в ООО «Мстёрская вышивка». Самобытная продукция, выпускаемая объединением, пользовалась большим успехом. Мастерицы, опираясь на традиционные подходы, создавали авторские произведения, которые демонстрировались на российских и международных выставках. В настоящее время работа фабрики приостановлена. Однако традиции мстёрского вышивального искусства сохраняют студии декоративно-прикладного искусства и отдельные мастерицы.  Большие коллекции мстёрской вышивки собраны в Мстёрском художественном музее, в музее «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка» во Владимире и других.

В фондах Областного центра народного творчества содержатся уникальные изделия, украшенные мстёрской вышивкой, выполненной мастерами Н.В. Пчеляковой, К.С. Сухаревой, Л.Н. Чкаловой и другими. Регулярно проводятся персональные выставки именитых вышивальщиц.

Автор: В. Королькова