Художественная обработка кожи
Изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения уходит корнями в глубокую древность. Ещё в каменном веке появилась одежда из шкур, первые кожаные ремни, сумки, обувь, доспехи и пр. Известно, что на Руси уже в VI-VII вв. применялись различные способы обработки кожи. К XII в. на многих русских территориях было хорошо налажено кожевенное производство. Оно обеспечивало людей широким спектром изделий – от одежды и обуви до предметов быта и оборудования. Из обработанной тончайшей кожи изготавливали даже книги (пергамент и переплёты).
Для кожевенного производства требуется специальная обработка шкур животных. Обработанная кожа делится на три вида: сырая, сыромятная, дублёная. Они различаются по прочности, эластичности, долговечности. Этапы обработки кожи сохраняются практически неизменными с древних времён.
Одним из центров кожевенного производства на Владимирской земле был Муром и прилегающие территории. Сегодня отсутствуют точные данные о времени возникновения кожевенных промыслов в Муроме. Первые упоминания кожевенного дела в письменных источниках относятся к XVI в. Например, можно сделать некоторые предположения по «Повести о водворении христианства в Муроме», которая была написана в середине XVI в., а описываемые в ней события происходили на 300-500 лет раньше. В «Повести» упоминается единственное из развитых ремесел – выделка кож «для богатых одеяний», то есть, по сути, отмечается высокое качество продукции. В древности муромские мастера заимствовали рецепт выделки телячьих шкур у соседнего государства Волжской Булгарии и изготовляли высочайшего качества сорт кожи – муромскую красную юфть, которая имела большой спрос на средневековом рынке.
Кожевники, предположительно, составляли до четверти всех ремесленников города. Как и во всех русских городах, в Муроме производства, связанные с загрязнением воды (например, кожевенное), выносились на окраины города вместе со своими слободами. Поэтому район проживания кожевников находился на окраине, рядом с Окой, ниже по течению от города (сегодня сохранилось название улицы – Кожевники). Сырьё для производства давали охота, импорт и местное животноводство.
Муромские кожевники сбывали свою продукцию на еженедельных и ежегодных торгах и ярмарках. Еженедельные торги проходили в уездных селах: каждый день недели – в определённом селе. Годовые ярмарки проводились в Глебове и Новосёлках. На торги съезжалось от 300 до 3000 человек. Здесь же закупалось сырьё. Торговали муромской юфтью в Оренбурге и по Оке и Волге – вплоть до Астрахани. Иностранным купцам на вывоз Муромской юфти следовало получить разрешение государя, поскольку она считалась «заповедным» товаром.
В середине XVIII в. в Муроме было около полутора десятков кожевенных заводов, а через столетие – более двух десятков, третья часть всех кожевенных производств во Владимирской губернии. Несмотря на развитие производства, технологии выделки кожи отличалась крайней консервативностью. Научная система выделки кож в силу сложного химического состава исходного материала не была разработана вплоть до XX в.
А вот рынок сбыта кожи менялся. В течение XIX в. в Европу стали завозить аргентинские кожи, развивающаяся в Германии химическая промышленность предложила новые технологии обработки кож. В результате – муромская юфть оказалась неконкурентоспособной из-за дороговизны и была вытеснена с европейского рынка. И всё же Муром до начала XX в. жил и процветал благодаря торговле юфтью и удивительными по красоте изделиями из неё.
Документы начала XX в. дают представление о сворачивании кожевенного производства. Уже в 1905 г. в Муроме значился один скорняжный завод А. И. Вощинина и один кожевенный завод Торгового Дома Адриана Мяздрикова сыновей. После революции, в 1918 г., кожевенный завод был национализирован и получил название «Красный Октябрь».
В наше время художественная обработка кожи приобретает особую популярность. Традиции старинного муромского кожевенного ремесла сегодня продолжают небольшие частные производства и индивидуальные художники. Например, муромская юфть возвращается на художественный рынок России благодаря авторской технике резьбы по коже Ольги Некротковой. Художница наносит рисунок на кожу острым инструментом и после тепловой обработки мелкие надрезы образуют тонкие линии и штрихи, а глубокие разрезы – широкие линии. Затем изделие раскрашивается красками.