О ювелирном деле
Иконописное дело, которое прославило Мстёру уже к середине XVIII в., дало толчок развитию художественной обработки металлов. Мстёрские умельцы начали украшать иконы медными и серебряными окладами, используя технику чеканки и гравировки.
Основным орудием чеканщика был чекан – металлический стержень с прямоугольной полированной и закалённой рабочей поверхностью, которая могла быть узкой и острой. Чеканом на металле выдавливались четкие контуры и рельеф. Там, где элементы рисунка повторялись, мастер применял специальный чекан-пуансон, рабочей поверхностью которого был рисунок (точка, звёздочка, листок растения и др.). Рельефный рисунок оттискивался под ударом молотка по пуансону. По сути, пуансон – это маленький штамп, для которого пресс не нужен.
Иконы с чеканными окладами хорошо продавались, спрос на них возрастал. В мастерских по производству окладов для икон ручную чеканку стала заменять механическая штамповка. Но, конечно, полностью вытеснить ручную чеканку она не могла, так как для изготовления самих штампов требовались дорогостоящие прессы, которые могли себе позволить только небольшие фабрики.
В 1908 г. предприниматель В.С. Крестьянинов основал во Мстёре меднопрокатное производство, которое выпускало фольгу, латунную посуду, некоторые металлические инструменты. На его базе в советское время была создана ювелирная артель, которая, в частности, занималась реставрацией старинных изделий для музейных коллекций. Мастера тогда стали использовать технику скани. Эта скрупулёзная ручная работа требовала терпения и точности в наборе узора из отдельных деталей крученой медной или серебряной проволоки. Десятилетиями вырабатывался мстёрский стиль в исполнении сканых изделий: тонкий растительный и геометрический орнамент, где каждая деталь повторяет и подчеркивает форму изделия. В начале 1960-х годов артель была преобразована в фабрику «Ювелир», а через десять лет – в завод художественных изделий «Ювелир».
В настоящее время завод «Мстёрский ювелир» считается одним из крупнейших в России предприятий народно-художественных промыслов, с богатыми традициями художественной обработки металла. Его ассортимент очень разнообразен – столовое серебро, сканая утварь (ажурные солонки, вазочки, винные и кофейные наборы, подстаканники и др.), иконы с окладами из филиграни с эмалями, ювелирные украшения из серебра и др. В декорировании изделий мстёрского ювелирного завода обязательно используется гальваническое серебрение и золочение с последующей полировкой или матированием поверхности металла. Кроме того, в художественной отделке изделий применяется ручная гравировка, скань, филигрань, эмаль и даже элементы лаковой миниатюрной живописи.