Словарь терминов: Б
Батик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Когда на ткань (шёлк, шерсть, хлопок и др.) наносятся краски, для получения чётких границ между ними используется специальный закрепитель – резервирующий состав на основе парафина, бензина либо на водной основе, в зависимости от выбранной техники, ткани и красок. «Батик» с древности известен у народов Индонезии, Индии, а в Европе он появился лишь в XX в. «Батик» (c индон. batik) в переводе на русский означает «капля воска». Эта техника основана на том, что нанесённые на ткань парафин, клей, некоторые смолы, лаки и т.д. не пропускают через себя краску, то есть «резервируют» от краски отдельные участки ткани. По способам резервирования различаются виды батика – горячий, холодный, свободная роспись и др.
При горячем батике в качестве резерва используется расплавленный воск, который заливается в трафарет, пропитывает открытые части ткани, делая их нечувствительными к краске. Затем ткань погружают в краситель, который окрашивает непропитанные воском части, после чего ткань освобождается от воска.
Техника «холодный батик» (европейский) применяется преимущественно на шёлковых или шерстяных тканях. Используются краски на основе анилина и специальный материал в качестве резерва.
Техника свободной росписи анилиновыми либо масляными красками используется художниками для придания индивидуальной неповторимости работам из натуральных тканей (шёлк, хлопок). Часто она сочетается с контурной наводкой и отделкой резервирующими составами.
Береста (берёста) – верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы. Верхняя сторона бересты обычно белого цвета с сероватым оттенком (тонкий белый слой обычно счищается при заготовке). Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков – от жёлтого до коричневого, что используется мастером при художественной обработке бересты. На Руси издревле использовали бересту как материал для письма (берестяные грамоты), в строительстве как стойкий к сырости прокладочный материал, для изготовления домашней утвари (туеса, лукошки, короба и пр.), художественных изделий (шкатулки, панно и пр.). Заготавливают бересту обычно в конце весны и летом, когда кора хорошо отслаивается от ствола. Выбирают берёзу без сучков и трещин, надрезают кору и отслаивают её лентой по спирали вокруг ствола вниз. У опытного мастера может получиться непрерывная берестяная лента до 100 метров длиной. Мастер должен следить, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёза не засохла и примерно через 10 лет на ней снова появилась защитная кора. Берестяное лыко скручивают в клубки белой стороной вверх и хранят в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях. С упавших или спиленных деревьев снимают сколотни (буквально выколачивая ствол размеренными ударами киянки) – берестяные цилиндры, которые используют для изготовления туесов.
Браное ткачество – одна из распространённых техник узорного ткачества, достаточно трудоёмкая. «Браным» ткачество называется потому, что мастерица «берёт» или «выбирает» нити, когда создаёт из них узор. Основной инструмент для этого – бральница, дощечка шириной 4 см с заострённым носиком. Нити основы ткани, в соответствии с расчётом узора, поднимаются или опускаются с помощью дощечки-бральницы, а дополнительный узорный уток проводится от кромки до кромки ткани.
Браное ткачество характерно тем, что саму ткань создает один уток – фоновый. Узорный же уток пронизывает ткань и ложится то на неё, то под ней, но в формировании самой ткани никакого участия не принимает. При традиционном двухуточном браном ткачестве пробираются все нити основы ткани. Узорная нитка должна быть толще фоновой, чтобы узор застилал фон, а не лежал отдельными стежками.
На браной ткани узор обычно зеркально отражается на оборотной стороне, там, где нить утка прошла под нитью основы. Иногда мастерицы намеренно делают узор на обороте более сложным, чем узор на лицевой стороне. Важно только, чтобы распределение нитей было равномерным, а ткань не получилась слишком рыхлой.
В Гороховецком и Вязниковском уездах Владимирской губернии в 1860-х-1920-х годах бытовало двухуточное одностороннее (на верхнем цепу) браное ткачество.