Словарь терминов: Ф
Филигрань (с лат. filum «нить» и granum «зерно») – ювелирная техника, использующая ажурный узор, иногда напаянный на металлический фон, из тонкой проволоки (золотой, серебряной и иных цветных металлов); сами изделия, выполненные в такой технике. Филигранный узор может быть очень разнообразным – в виде верёвочки, шнурка, плетения, дорожки, глади и т.д. При помощи пайки элементы филиграни соединяются в единое целое. Часто в ювелирной практике филигрань сочетается с зернью – мелкими металлическими шариками, припаянными в заранее приготовленные ячейки, – что придаёт изделиям особо нарядный, изысканный вид. Для филигранной техники используются сплавы золота, серебра, платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Часто в ювелирных изделиях филигрань сочетается с эмалью (финифтью), гравировкой.
На Руси специализация ремесленников на филигранном деле получила распространение в XVI-XVII вв. Филигранные изделия производились преимущественно в царских мастерских. В XIX в. появились фабрики, которые выпускали большое количество изделий с филигранью – дорогую посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности, ювелирные украшения. Совершенствовались технологические приёмы филиграни (ажурная филигрань, просвечивающая эмаль и пр.). Центрами филигранного дела сегодня остаются пос. Мстёра Владимирской области, г. Павлов и село Казаково Нижегородской области, пос. Красное-на-Волге Костромской области.
Фольклор (англ. folk-lore – «народная мудрость») – устное словесное и музыкальное народное творчество.
В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа – язык, верования, обряды, ремёсла.
Фольклорная экспедиция – основная форма изучения состояния фольклорных традиций, представляющая собой экспедиционную (с лат. expeditio – поход) полевую работу, связанную с выездом исследователей в определенную местность, проживанием, как правило, в полевых условиях (например, в палаточном лагере) и выполнением задач по поиску и записи информации о каком-либо фольклорном объекте (местной фольклорной традиции) с помощью научных методик. Для этого участники экспедиции – собиратели – организуют творческие контакты с носителями культурного наследия, старожилами, аутентичными исполнителями. Информанты – народные певцы, рассказчики, сказочники, танцоры исполняют фольклорные произведения в естественных условиях, нередко связывая свои выступления со старинными и современными обрядами, праздниками, трудовой деятельностью и отдыхом людей. Собиратели затем обрабатывают материалы, полученные в ходе полевых исследований, систематизируют их и составляют полевой отчет. На основе собранных материалов создаются фольклорные архивы, готовятся научные сборники, концертные программы, спектакли и пр.