Словарь терминов: К

Кадриль – (от фр. quadrille, от исп. cuadrilla – буквально «группа из четырёх человек») вид народного танца, для которого было характерно определённое построение и чёткое разделение на пары и фигуры. Народная кадриль произошла от одноимённого салонного французского танца. В России кадриль появилась в начале XVIII в., в эпоху петровских преобразований, и была основным развлечением на ассамблеях. Относилась к «городским танцам», но была популярна и в деревнях, где было сильно влияние города.  Музыкальный размер 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 и 6/8. Темп танца живой.

Народная кадриль включила в себя множество фигур и рисунков. В танце принимает участие обычно чётное количество пар, при этом их число не ограничено. В кадрили каждая фигура отделяется от следующей музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.

Из огромного разнообразия кадрилей по форме построения выделяются три группы кадрилей: квадратные (угловые, по углам), линейные (двухрядные) и круговые. В практическом исполнении обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили.

Имеется национальные разновидности танца – русская, белорусская, украинская, литовская. Каждая национальная кадриль имеет свои особенности (рисунок, манера исполнения и пр.) в отдельных регионах и даже населённых пунктах.   Названия кадрилей часто происходили от мест их бытования (например, «красногорская кадриль», «кишлеевская кадриль», «никологорская кадриль» и т.д.).

Ки́ка (кичка) – древнерусский женский головной убор, передняя часть которого была твёрдой, в форме рогов, копытца или лопатки. Впервые «чело кичное» упоминается в документе 1328 г. Собственно кикой считалась как раз твёрдая часть головного убора, которая изготавливалась из проклеенного в несколько слоёв холста либо берестяных вставок.  Впереди на лбу (очелье) кика украшалась вышивкой, кружевом, бисером, бахрамой и пр. Мягкая тулья кики (волосник) шилась точно по голове её хозяйки, полностью прикрывая волосы. Сзади надевался украшенный бисером или золотыми нитями позатыльник, а сверху – нарядная сорока (большой кусок плотной материи, котор - ая сшивалась сзади).  Кичка была атрибутом костюма замужней женщины, поэтому её именовали «короной замужества». Кики носили преимущественно в Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях. В.И. Даль в знаменитом «Толковом словаре» писал о кике: «Это некрасивый, но богатый головной убор, выходящий из обычая…». Однако в деревне и провинциальных русских городках женщины носили кики вплоть до начала XX в. В Воронежской области кичка как элемент свадебного наряда сохранялась до 1950-х годов.

Кокошник – (с др.-рус. кокошь – «курица») старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца, округлого щита) вокруг головы. Кокошник стал символом русского традиционного костюма. Кокошник носили только замужние женщины. Обычно его надевали в праздники. Основной элемент кокошника – гребень – изготавливался из  штофа или бархата на твёрдой основе из проклеенного или простёганного холста, а также картона. Сверху гребень богато украшался парчой, позументом, бисером, речным жемчугом, золотыми нитями и даже драгоценными камнями – в зависимости от состоятельности семьи женщины. Гребень пришивался к шапочке (волоснику, позатыльнику), которая полностью закрывала волосы женщины. Затылочная часть кокошника так же часто покрывалась золотным шитьём. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника обычно крепились рясны (спадающие на плечи украшения-подвески). Поверх кокошника часто надевали платок или фату. Формы кокошников (в виде наконечника стрелы, полумесяца, цилиндрической шапки и т.д.) в разных территориях России были очень разнообразны и, как правило, обусловлены традициями укладывания волос (две косы собраны вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и пр.).

Колядки – календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам – колядования. Раньше петь колядки было принято 21 декабря – в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. Основная суть языческого праздника – встретить новорожденное солнце. Все обряды и песни посвящались процветанию земли весь следующий год. С древних времен сохранились главные традиции колядования: исполнители колядок одевались в разнообразные наряды, сделанные из шкур и рогов животных; их благодарили конфетами, деньгами и другими вещами. Сегодня в народных колядках сосуществуют и языческие, и христианские мотивы.

Многие колядки в соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, направлены на величание хозяина и членов его семьи, пожелания хорошего урожая, богатства, приплода в браке. Большинство образов колядок связано с хозяйственными заботами крестьянства, берётся из хозяйственного обихода и природы деревни. При этом в колядках часто творчески идеализируется реальная бытовая жизнь крестьян, рисуются картины роскошной жизни высших социальных групп – князей, бояр, купцов. Аграрно-магические, исторические и реально-бытовые элементы переплетены с чертами церковного песенного и легендарного творчества в его народной переработке.

Корнепластика (лесная скульптура) – вид декоративно-прикладного искусства, связанный с изготовлением скульптур из природных материалов –  корней, сучьев, веток, наростов на дереве (капов). Такая скульптура порождается внимательным взглядом художника на деревья, когда он дорабатывает уже созданные природой формы, вкладывая свою фантазию и мастерство. Для работы, в основном, применятся древесина твёрдолиственных пород (клён, дуб, груша, ясень  и др.), которые произрастают в средней полосе России.

Кружевоплетение – один из видов декоративно-прикладного искусства, связанного с ручным или машинным изготовлением кружева. Кружево – текстильное изделие без тканевой основы, состоящее из ажурного узора, который образуется за счет переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, металлических и др.). Кружево имеет преимущественно декоративное значение: используется в оформлении одежды (воротники, манжеты, шали, пелерины и пр.), постельного белья (наволочки, покрывала и пр.),  интерьера (скатерти, полотенца, занавески, декоративные панно и пр.). Инструменты кружевоплетения – иглы, челноки, коклюшки – найденные археологами на территориях Египта, Китая, говорят о существовании этого занятия уже в V в. до н.э. Первые челноки использовали рыбаки  для плетения сетей. На Древнем Востоке впервые кружево применялось и  в декоративных целях. В Европе кружево получило распространение в X в., особенно бобинное (коклюшечное) и шитое иглой (например, брюссельское кружево). Производство кружева получило распространение в Бельгии, Франции, Италии, Мальте и др. На Руси уже в XII в. славился кружевами город Торжок. В XVII-XVIII вв. в России получило распространение изысканное кружевоплетение, сформировались известные кружевные центры, создающие такие разновидности кружева, как вологодское, вятское, рязанское,  белёвское, елецкое и др.  Кружевоплетение считается очень кропотливым и тонким рукоделием, требующим большого искусства кружевниц, затратным по исходному материалу и времени работы. Поэтому во все времена кружево считалось статусным символом его владельца.   

Кружево ручной работы различают по технике исполнения – плетёное на коклюшках (собственно кружевоплетение), шитое иглой (мережка), узелковое (макраме), вязанное крючком или на спицах и др. Традиционное русское кружево плелось при помощи  коклюшек – специальных деревянных палочек, на которые наматывается нить. Необходимые инструменты при этом – валик на подставке, булавки, крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее нарисованному на плотной бумаге узору – сколку. Кружево может также создаваться машинным способом (даже модная одежда от кутюрье сегодня украшается кружевными элементами машинного производства).

Кумление – обряд инициации или посвящения, знаменующий принятие девушек полноценными членами в род, после чего они получали право вступать в брак, становиться жёнами и матерями.  Кумление – часть цикла весенне-летних праздников восточных славян, оно было известно в большинстве областей Центра России. Как правило, кумление происходило в один из праздников троицкого цикла (Вознесение, Семик, Троица, Духов день).

Кумились в подавляющем большинстве случаев именно девушки, достигшие совершеннолетия. Кумление обычно происходило в рамках Троицкого праздника, начинавшегося с украшения и завивания берёзки и завершавшегося совместной трапезой девушек (иногда вместе с парнями, присоединявшимися к девушкам уже после совершения кумления), а также очень часто – гаданием с венками. Затем, как правило, происходило развивание берёзы, точнее завитого на ней венка, и собственно раскумливание.

Основным способом кумления был следующий: девушки подходили к завитому на берёзе венку, в котором были повешены крест или яйца, целовались и обменивались подарками через этот венок. Таким образом символически кумящиеся преодолевали некую пространственную границу между ними. В более общем смысле кумление состояло в обмене между кумящимися вещами, среди которых – кресты, одежда, платки, венки, кольца, бусы, яйца, лепёшки, во взаимных объятиях и поцелуях. Затем следовала совместная трапеза, приготовленная в складчину, с обязательной яичницей. Заключённый союз был недолгим и разрывался через неделю или полторы так  называемым раскумливанием, состоявшим в совершении действий, обратных тем, которые имели место при заключении союза (девушки перешагивали через венок в обратную сторону, назад, «разменивались», т.е., возвращали обратно взятые в залог дружбы вещи, произносили приговоры или пели песни, указывающие на разрыв связей).