Словарь терминов: Н
Набойка (набивка) – один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, получение монохромного или цветного рисунка на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором. Набойкой называют и саму ткань с полученным таким способом рисунком (набивная ткань). Формы для набойки могут быть резные деревянные («манеры») или наборные, состоящие из медных пластин или проволоки. Название «набойка» («набивка») определялось самой технологией: форму покрывали краской, накладывали на ткань и ударяли по ней специальным молотком (киянкой), «набивали». При многоцветных рисунках число печатных форм соответствовало числу цветов. В России технология изготовления набивных тканей известна ещё с X в. Расцвет промысла и массовое производство набойки приходится на XVIII в. - первую половину XIX в. Создавались первоначально крупные сложные узоры, в XIX в. большее распространение получили мелкие рисунки. Предметом повседневного обихода были небольшие набивные доски с различными узорами, вырезанные мастерами вручную. Во Владимирской области большим собранием ручной масляной набойки обладает Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей. Сегодня набивка используется лишь в кустарных промыслах, а также для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти и др.).
Народная песня – музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, либо он неизвестен. Для народной песни характерна непосредственная связь с бытом и трудовой деятельностью людей. Например, выделялись песни бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др. Семейные обряды и календарные праздники сопровождались обрядовыми песнями (колядки, масленичные песни, веснянки, свадебные, похоронные, игровые календарные и др.). В творческом процессе создания слов и музыки народной песни решающее значение имеет традиция, поэтому песня подчиняется нормам музыкально-поэтической типологии. Можно выделить некоторые типы русских народных песен: песенный эпос (былины, баллады, исторические песни, песни в сказках и др.), календарные обрядовые песни (величальные зимние, святочные, масленичные, весенние, песни пахоты и сева, летние, купальские, покосные, жатвенные и др.), семейные обрядовые песни (обряды рождения и пестования, колыбельные, свадебные, плачи и причитания и др.), трудовые песни (рабочие, солдатские, отходнические – ямщицкие, бурлацкие и др.), удалые песни, традиционные лирические, шуточные, частушки, припевки, страдания и т.д. Народная песня существует во множестве местных вариантов. Она исполняется с помощью вокальных средств и приёмов, которые складываются на основе местных историко-культурных традиций, под воздействием бытовой певческой среды.
Народные гулянья – исторически распространённая у славян и других народов, а также широко практикуемая в наши дни традиция отмечания праздников. Представляет собой массовые действа под открытым небом, сопровождающиеся подвижными играми, хороводами, песнями, плясками, игрой на народных музыкальных инструментах, зажиганием костров, катанием с горок и пр. На Руси народные гулянья часто были многодневными и приурочивались к православным праздникам и народному календарю. Например, масленичные, святочные, троицкие гулянья. Часто народные гулянья сочетались с городскими и сельскими ярмарками, где шла торговля сладостями, фруктами, напитками. В традиционных сельских гуляньях обязательными участниками была молодёжь, достигшая брачного возраста, так как многие игры и ритуалы были связаны с выбором пары. Уклонение от участия в молодёжных развлечениях порицалось общественным мнением и даже рассматривалось как грех, за который можно поплатиться безбрачием и бездетностью.
Народный танец – фольклорный, этнический танец, который исполняется в естественной среде и имеет традиционные для данного народа и данной местности движения, ритмы, костюмы и другие атрибуты. Первые народные танцы возникли в глубокой древности как проявление эмоциональных впечатлений человека от окружающего мира. Поэтому танцевальные движения имитировали движения животных, птиц, явления природы (например, движение ветра, воды), выполняли магическую или обрядовую функцию, отражали определённые трудовые процессы (посев, жатва, ткачество) и т.д. Разнообразие народных танцев определяется национальным характером, образом жизни и быта народа, климатом, географическими условиями и т.д. Народный танец – часть национальной культуры. Термин «народный танец» подчёркивает традиционность, культурные корни танца. К русским народным танцам относятся хороводы (круговые, орнаментальные, игровые – карагоды), танкИ (обрядовые танцы с песней самих участников, с элементами игры, чаще с линейными движениями, «улицей», друг напротив друга), пляски (с разнообразными движениями и отсутствием регламентированного перемещения танцоров по плясовому полю), переплясы (импровизированные соревнования танцоров в виртуозности движений, выносливости, силе характера и пр.), русская кадриль (парный танец, который появился в период петровских преобразований в начале XVIII в. под воздействием классической французской кадрили, но приобрёл русский национальный колорит). Для народного танца характерна импровизация, стихийное проявление эмоций и настроения исполнителей, которые передаются зрителям. Творчество профессиональных коллективов народного танца строится на сценической обработке танца, на фактическом создании новых художественных произведений на основе традиционных танцев, которые не являются подлинниками народного искусства.
Нематериальное культурное наследие – концепция, предложенная в 1990-х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия ЮНЕСКО, который уделяет внимание, прежде всего, материальной культуре. Специалистами ЮНЕСКО в 2001 г. был проведён опрос среди государств и неправительственных организаций для выработки определения. Оно приведено в статье 2 Конвенции ЮНЕСКО о сохранении нематериального культурного наследия, принятой в 2003 г. «Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Нематериальное культурное наследие передаётся из поколения в поколение, воссоздаётся, формирует у сообществ и групп чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.
Нематериальное культурное наследие проявляется в таких областях, как устные традиции и формы выражения, в том числе язык как носитель нематериального культурного наследия; исполнительские искусства, в том числе актёрская игра, музицирование, пение, танцы и пр.; обычаи, обряды, праздники; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами.
Носитель нематериального культурного наследия (достояния) – этнокультурные общности и их отдельные представители, обладающие уникальными знаниями, верованиями, технологиями и навыками в области традиционной народной культуры (языка, фольклора, обрядов, обычаев, художественных промыслов и ремесел, исполнительского и декоративно-прикладного искусства), отражающими культурные особенности их этнокультурной общности.