Словарь терминов: О
Оберег – то же, что амулет, предмет, которому приписываются магические силы, который якобы должен уберечь человека от потерь (защитное действие) или принести ему счастье (энергетическое действие). В славянской традиции обереги служили защитой от зла, проблем, наговоров, болезней, душевной тревоги и т.д. Обереги широко применялись на Руси и были очень разнообразны по своему внешнему виду, материалу и символике. Люди их создавали своими руками, сопровождая заговорами и молитвами, наделяя их определённой энергетикой. Мужчины вырезали символические знаки и фигурки из дерева, кости или отливали их из металла, женщины плели пояса, делали кукол, вышивали защитные узоры на тканях.
Обряд – совокупность действий стереотипного характера (то есть их чередование в более или менее жёстко заданном порядке), которой присуще символическое значение. Поэтому часто в обрядах используются различные предметы-символы (для придания действиям загадочности и таинственности, для создания объекта аккумулирования энергии и пр.). Обряды обычно относят к традиционным действиям человека, сопровождающим важные моменты жизни и трудовой деятельности. В обрядах воплощаются те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности. Обычно выделяют обряды церковные, государственно-политические, бытовые, семейные, календарные (например, связанные с сельскохозяйственной деятельностью крестьян).
Офе́ня – странствующий по деревням торговец галантерейными товарами, тканями, книгами, иконами, лубочными картинками и всякими хозяйственными мелочами. Существовали на Руси предположительно с XV в. и вплоть до начала XX в. Офенями преимущественно называли торговцев-разносчиков – выходцев из крестьян Владимирской губернии, особенно из сёл Вязниковского уезда – Мстёра, Холуй, Палех и др., где развивался иконописный промысел. «Расхожие» (то есть дешёвые, быстро продаваемые) иконы достаточно низкого качества в огромном количестве продавались местными офенями в самых разных уголках страны. А в западных губерниях России бытовало название «коробейники». В «Толковом словаре» В.И. Даль определяет офеню так: «ходебщик…, разносчик…, коробейник, мелочный торгаш вразноску и вразвозку по малым городам, сёлам, деревням, с книгами, бумагой, шёлком, иглами, с сыром и колбасой, с серьгами и колечками». Состоятельные офени содержали лошадь и телегу, а бедные – ходили пешком с коробом (отсюда – «коробейник»). Секреты этой «профессии» (например, умение зазывать покупателей и настойчиво предлагать им товары) передавались из поколения в поколение. Для общения между собой офени использовали особый сленг (феня), по Далю, язык для плутовских совещаний торгашей. Успеху торгового дела офеней способствовало то, что они часто давали товар в долг (до следующего лета) или меняли его на хлеб, овёс, овощи и прочие сельские продукты.