Словарь терминов: В
Виногра́дье – поздравительно-величальные песни, исполняемые во время святочного колядования. Вместе со среднерусскими таусенями и южнорусскими колядками виноградье образуют цикл русских святочных песен обходного типа. Название восходит к рефрену, повторяющемуся после каждого стиха: «Виноградье, красно-зелёное моё!». Иногда использовались и характерные зачины: «Прикажи, сударь-хозяин, виноградья петь!». Главной особенностью виноградий было величанье хозяев приходившими к ним весёлыми компаниями девушек и парней. Поэтому их часто называли славильщиками, а сами себя исполнители называли виноградчиками.
Ещё одна характерная черта виноградий, в отличие от собственно колядок и таусеней (овсенек), заключалась в том, что их можно было распевать не только в строго регламентированные дни, а в течение всего периода Святок (от Рождества до Крещения).
Образ винограда в традиционной русской культуре связан с представлениями о богатстве, любви и благополучии, а у восточных славян виноград был ещё и символом новобрачных. Поэтому, помимо основной темы виноградий – благопожелания дому, восхваления хозяев – значительное место в них занимают свадебно-брачные сюжеты (отношения молодца и девицы, символические картины сватовства).
Кроме районов Русского Севера, где наиболее распространены виноградья, они фиксировались также в некоторых районах Владимирской, Нижегородской, Рязанской областей, частично – в Поволжье. Незначительное их число записано в Курской и Сумской областях, которые считаются зоной первоначального формирования русских виноградий.
Владимирская школа живописи – уникальное направление в отечественной живописи, которое возникло в начале 1960-х годов и прочно утвердилось в 1970-е годы, войдя в сокровищницу подлинных достижений российского искусства. Основоположники Владимирской школы живописи – Ким Бритов (1925-2010), Владимир Юкин (1920-2000), Валерий Кокурин (1930-2019) – работали, в основном, в свободном от идеологии жанре пейзажа, противопоставляя нечто оригинальное общепринятому стилю. Характерными особенностями этой самобытной школы являются использование ярких чистых красок, цветовая насыщенность, плоскостность изображения, фактурность широких мазков, мажорность пейзажа, праздничный колорит и декоративность. Владимирская живопись опирается на глубокие традиции народных художественных промыслов – мстёрской иконы и лаковой миниатюры, вышивки владимирской гладью, искусства лоскутного шитья и т.д. Темами картин становятся районные городки и деревеньки владимирской земли, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески – то, чем полна провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры с её самобытной красотой.
Вышивка (вышивание) – широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, при котором вручную иглой и нитками (чаще цветными) создаётся узор (изображение) на различных тканях и материалах – от самых плотных (полотно, войлок, кожа и пр.) до тончайших материй (батиста, шёлка, тюля и пр.). Это искусство зародилось в глубокой древности на Востоке. Известны вышивки, созданные ещё в 5-4 веках до н.э. в Древнем Китае. На Руси самым ранним видом вышивки считается древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой»), достигшее расцвета в XVI-XVII вв. С его помощью создавались предметы церковного назначения (покровцы, плащаницы, пелены под иконы, хоругви, покровы на раки с мощами святых¸ облачения духовенства и пр.). Своим шитьём славились русские монастыри. Среди вышивальщиц там были царицы и княгини, монастырские старицы, купеческие жёны и простые мастерицы. Такое шитьё считалось богоугодным делом. Кроме того, во многих богатых домах на Руси создавались светлые комнаты – «светлицы» – для женского рукоделия, где под руководством хозяйки дома работали мастерицы-вышивальщицы. Само вышивание было трудоёмким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри.
Сегодня вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, а также для создания самостоятельных декоративных панно. Виды швов, используемых при вышивке, очень разнообразны. Например, для «глухой» вышивки, покрывающей отдельные участки либо всю ткань, применяются крест, гладь, владимирский шов, лонгстич и др. Кроме того в вышивании сегодня используются многообразные техники – вышивка шёлком, синелью (бархатный шёлковый шнур), канителью (металлизированная нить золотого или серебряного цвета), ришелье (ажурная вышивка), мережка, вышивка-аппликация, вышивка лентами, вышивка бисером, пайетками, стеклярусом, гобеленовая вышивка и другие. В последнее столетие широкое распространение получила машинная вышивка, которая подчас вытесняет ручной труд в массовом производстве простых вышивок для декорирования швейных изделий.