Словарь терминов: З
Зодчество деревянное – сложившееся направление традиционной архитектуры, устойчивые конструктивно-технические и художественные особенности которого определяются деревом как основным материалом. Русское деревянное зодчество – одно из наиболее самобытных явлений в традиционной русской культуре, давшее много памятников, расположенных от Русского Севера до средней полосы, на Урале и в Сибири. Конструктивная основа русского деревянного зодчества – сруб из обработанных (рубленых) брёвен. Срубами в России были как жилые дома (избы), так и храмы, башни деревянных кремлей и другие сооружения. Декором служила резьба по дереву на конструктивно значимых элементах, (причелинах, карнизах, наличниках, ставнях, столбах крылец и пр.). В XVIII-XIX вв. на Владимирской земле были известны искусные резчики по дереву – аргуны, образцы работы которых (аргуновская резьба) сохранились либо восстанавливаются сегодня в Киржачском районе. Наивысшего развития русское деревянное зодчество достигло на Русском Севере в XV-XVIII вв., где дольше всего сохранялись традиционные приёмы. В XIX в. мотивы русского деревянного зодчества применялись в псевдорусском стиле каменной архитектуры (например, Георгиевский собор в г. Гусь-Хрустальный по проекту архитектора Л.Н. Бенуа).
Поскольку дерево – недолговечный материал, до нашего времени дошли лишь единичные образцы русского деревянного зодчества XV-XVI вв., преимущественно культовые постройки. Наиболее старые жилые дома, дошедшие до наших дней, относятся к XVIII в. Во Владимирской области сохранился ряд деревянных строений конца XIX в. в Гороховце, который славился плотниками-якушами.
Первый музей деревянного зодчества в России был создан в 1923 г. в московском парке Коломенское. С середины 1950-х годов существует один из самых известных в России музей-заповедник Кижи в Карелии. Уникальные культовые и жилые деревянные постройки XVIII-XIX вв., привезенные из различных уголков Владимирского края, представлены в Музее деревянного зодчества в Суздале, который создавался в 1960-1970-е годы.
Золотное шитьё – техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Первые сведения о вышивании золотом относятся ко II в. до н.э. (Пергамское царство на северо-западе Малой Азии). В России искусство золотошвеек известно по летописным источникам XII в. Оно занимает видное место в традиционном народном творчестве. В русских монастырях создавались мастерские золотного шитья. Послушницы знатного происхождения часто были именно золотошвейками, которые специализировались на церковном шитье. Крупные золотошвейные мастерские в XVI-XIX вв. существовали при дворе («царицыны» мастерские в Кремле), в великокняжеских домах (мастерская Старицких), в домах крупных купцов и промышленников (мастерские Строгановых) и др. Обучение золотошвейки длилось до семи лет, так как этот трудоёмкий вид рукоделия требовал особой точности и внимания. А церковное шитьё требовало ещё и богословских знаний. Мастерство русских золотошвей было известно даже за рубежом. Большую популярность получило, например, торжокское золотное шитьё в XVIII-XIX вв., традиции которого возрождены и сохраняются в Тверской области в настоящее время.