Словарь терминов: С
Сарафан – женская одежда в виде платья без рукавов. Сарафаны носили женщины во многих странах мира, однако в России он стал не просто частью традиционного русского костюма, но неким национальным символом. Первое упоминание о сарафане в летописях относится к XIV в. Примечательно, что первоначально сарафаны были элементом мужской одежды. Например, сарафаны простого прямого покроя из плотной льняной ткани носили воеводы. В XVI-XVII вв. их стали носить только женщины. В правление Петра I с его борьбой за европеизацию всех сторон жизни традиционный русский сарафан было запрещено носить женщинам высших сословий. Он стал одеждой преимущественно купеческих дочерей и крестьянок. Однако в екатерининские времена сарафан вернулся в моду. Сама императрица Екатерина II на костюмированных балах могла появиться в роскошном русском сарафане из дорогих тканей и кокошнике, расшитом драгоценными камнями. Сарафан как элемент русского костюма был распространён в центральных и северных губерниях России, а на юге женщины носили преимущественно юбки-понёвы.
Существовало множество видов сарафанов: прямой на лямках, глухой туникообразный, косоклинный, распашной (со швом или разрезом впереди), на пуговицах или завязках и др. Формы и стили сарафанов различались, в зависимости от региона России и исторического периода. Русские сарафаны обязательно носились с нижней рубахой, поясом или передником. Они украшались вышивками, пуговицами, лентами, бисером и пр. в зависимости от функционального назначения одежды. Кроме того, праздничные и повседневные («буденные») сарафаны различались по цвету: красные сарафаны надевали по праздникам или на свадьбу, а повседневно использовались синий, зелёный, коричневый цвета.
Скань (восходит к древне-русскому съкань, от глагола съкати «сучить, свивать в одну или несколько прядей») – то же, что филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или из иных цветных металлов проволоки. Изделия из скани часто дополняются зернью (мелкие металлические шарики) и эмалью.
Сорока – древнерусский головной убор замужних женщин, либо его часть. Был известен на Руси ещё в XII в. Сороку носили замужние женщины на всей территории расселения русского народа, как в городах, так и в деревне. Но наибольшее распространение и разнообразие форм она получила в центральной и южной России. В каждой местности сорока имела свои особенности. Сорока считалась самым богатым женским головным убором. Вышла из употребления к началу XX в. Сороку рассматривали часто как разновидность кички, но с более низким очельем и более высокими боковыми частями. Распространена также трактовка сороки как верхней, украшенной части кики, выполненной из ткани, которая могла скрывать «рогатость» кички.
Собственно сорока – это кумачовый (шёлковый, бархатный) платок сложной формы, сшитый шапочкой, похожий в разложенном виде на птицу (отсюда, видимо, и название головного убора). Передняя часть сороки называлась очелье, боковые части – крылья, задняя часть – хвост. Очелье богато украшалось жемчугом и/или золотным шитьём. На основу очелья использовались самые дорогие и узорчатые ткани (миткаль, шелк или бархат).
Чаще рассматривали сороку как сложносоставной головной убор, и выделяли следующие детали: 1) Кика (кичка) представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твёрдое возвышение в виде рогов, лопатки или копытца. 2) Сорока (макушка, привязка) – часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шёлка, мягкого бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани (очелье, крылья, хвост). 3) Позатыльник (позатылень) – прямоуголный кусок ткани, нашитый на твёрдую основу, который укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесьмой вокруг кички под сорокой. 4) Налобник – неширокая (3-8 см) полоса ткани, часто обшитая позументом, бисером, бахромой. Он укладывался вокруг головы так, что верхний его край был прикрыт сорокой, а нижний закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником. 5) Платок мог повязываться поверх сороки (начиная со второй половины XIX в.), тогда она называлась «сорока с повоем».
Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шились обычно из дешёвого материала с минимальным количеством украшений и надевались, как правило, без позатыльника, а иногда и без налобника. Праздничные сороки были очень нарядными. Очелье сорок, позатыльник и налобник украшались золотным или шёлковым шитьём, были унизаны бусами, бисером, обшивались лентами, позументом. Дополнительным украшением к сороке в отдельных губерниях были шарики из гусиного пуха (пушки), махры (помпоны), кисти из разноцветного гаруса, кисточки из пёрышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей. Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка.